Выпуск №26. Можно ли воспроизвести Hi-Res на MD-деке из 1990-х? Как активировать функцию ЦАПа, если производитель её не предусмотрел? Полезные «пасхалочки».
Also available on: Telegram & VK
Всем привет!
Продолжаем разговор о MiniDisc. Ранее в блоге уже выходил ретроспективный выпуск. Кроме того, мы слушали и сравнивали MD с компакт-диском (а также «домашнюю запись» с предзаписанным фабричным минидиском).
Сегодня рассмотрим вариант использования минидисковой деки в качестве внешнего ЦАПа.
Сама идея не нова. Еще в конце 90-х — начале 2000-х в аудио-комьюнити активно обсуждались варианты использования ЦАПов MD-дек в связке с CD-проигрывателями («сидюк», соответственно, в роли транспорта). Однако за 20+ лет поменялось многое: в обиход вошли файлы и стриминг, а их «наполнение» из стандарта Red Book выросло до Hi-Res Audio.
Вопросом, как звучит Hi-Res в интерпретации аппаратов того времени, кажется, еще никто не задавался. Его мы тоже раскроем в этом выпуске. Очень кстати имеющаяся MD-дека оснащена 20-битным ЦАПом. А еще: никто не пытался подключать к минидисковой деке «яблочный» ноутбук (до недавнего времени MacBook’и имели на борту цифровой оптический выход, S/PDIF — optical, но лишились его в последних моделях). Сделаем и это!
В сравнении участвуют две композиции, уже знакомые по предыдущим тестам. Это Tosca «Rondo Acapricio» (дорожка сграблена с CD) и Kenichi Tsunoda Big Band «Take Five» (рип с Qobuz; его характеристики 24 bit 96 kHz — на запись он подавался именно в таком виде, без изменений).
Тракт воспроизведения и записи: MacBook Pro + Audirvana —> оптический кабель EMK —> MD-дека —> кастомный RCA-кабель на основе микрофонного кабеля Philips (v.1) с коннекторами Nakamichi —> АЦП Focusrite Scarlett 2i2 —> USB-кабель WireWorld Chroma 8 —> ноутбук HP + Adobe Audition CS5.5.
Захват производится с разрешением 24 bit 96 kHz. Уровень выставлен в -3 dB. К этому же уровню приведены и исходные треки, а трек с CD апсемплирован в 24/96 (для синхронизации дорожек при сравнении).
Задача теста: сравнение звука, полученного с источника, с его оригиналом.
Дисклеймер! После завершения теста вам следует удалить тестовые треки с вашего устройства.
«Rondo Acapricio»
CD: Sample
MD-DAC: Sample
Сравнение: Sample (сначала оригинал, затем вариант с MD-деки)
Сравнение #2: Sample-short (сначала оригинал, затем вариант с MD-деки, нон-стоп)
«Take Five»
Hi-Res: Sample
MD-DAC: Sample
Сравнение: Sample (сначала оригинал, затем вариант с MD-деки)
Сравнение #2: Sample-short (два фрагмента — сначала оригинал, затем вариант с MD-деки, нон-стоп)
Итоги сравнения
Воспроизведение CD-контента — на очень высоком уровне. Не ожидал! Разница если и есть, то только на графике невооруженным ухом зафиксировать её почти невозможно.
Как ни странно, но и с Hi-Res минидисковая дека справилась. Конечно, весь частотный диапазон она отыграть не смогла — в силу технических ограничений (о них — ниже). Но сколько должна была — согласно заявленным производителем характеристикам, столько честно и отыграла. На графиках спектра чётко видно, что в пределах диапазона по стандарту Red Book (20 — 20.000 Hz) оба варианта трека идентичны.
К сожалению, срез высоких частот — выше 20.000 Hz, от ушей не скрыть (хотя казалось бы). В прямом сравнении с оригинальным Hi-Res минидисковику не хватает прозрачности и читаемости в этом диапазоне.
По совокупности факторов — это определенно третье место в моём рейтинге ЦАПов и источников аудио. А если оценивать только по CD-контенту, то я бы крепко задумался, какую позицию отдать — первую или вторую (да-да!).
Что это было
Пришло время назвать аппарат, который использовался в тесте: Sony MDS-S41 (1998 г.).
Дека в компактном форм-факторе (размеры 205 x 76 x 287 мм) — фактически клон полноформатной модели MDS-JE 330 (430 x 95 x 290 мм). Отличия, кроме размеров, в трансформаторах: тороидальный — у полноформатника, а у MDS-S41 — броневой (E core). Возможно еще что-то в рассыпухе, но интернет об этом не знает.
Версия кодека — ATRAC 4.5.
Паспортные характеристики: частотный диапазон 5 — 20.000 Hz (±0.3 dB), соотношение сигнал-шум 94 dB, линейный уровень сигнала на выходе 2 Vrms.
Функция внешнего ЦАПа, кстати, производителем не заявлена. Это «пасхалочка». И вот, как ей воспользоваться: 1) загрузите в деку чистый минидиск, 2) нажмите REC, чтобы аппарат перешел в режим REC/PAUSE, 3) бинго!
И немного о компонентной базе. ЦАП/АЦП — Philips UDA1341T. Как следует из даташита, чип поддерживает обработку частот 32, 44.1 и 48 kHz с глубиной квантования 16, 18 и 20 bit. Сама дека настроена в режиме 20 bit 44.1 kHz.
На выхлопе — операционные усилители Mitsubishi М5218AL. Они широко использовались в аудио на стыке 1990-2000-х. Применение по даташиту — от кассетных дек до усилителей для наушников.
В целом это бюджетное устройство обеспечивает очень высокое качество звука — как при работе непосредственно с носителем MiniDisc, так и в качестве внешнего ЦАПа.
Да и потенциал аппарата в качестве рекордера (для записи минидисков) нельзя недооценивать — проверено при воспроизведении на более аудиофильских старших моделях. Это еще одна «пасхалочка» для тех, кто ценит соотношение цена-качество, а не понты.
Почему, собственно, модель деки и была названа только в конце третьего выпуска по минидисковой теме :) Плюс, в интернете полно предвзятых мнений как о самом устройстве, так и о некоторых использованных в нем компонентах. Лучше послушать самому и составить собственное мнение, чем вот этот вот всё.
Но должен оговориться, что мой экземпляр прошел hard-техобслуживание. Параметры стокового варианта без ТО могут отличаться от приведённых в обзоре.
Всем хорошего звука! До новых встреч.
Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru
Если вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь на канал — в Дзене или Telegram. А еще есть паблик на VK и аккаунт в Mordo(r)kniga :)
Читайте также: Zidoo Z9X как стример для аудио. Инструкция