Найти в Дзене
Национальный след

Как и когда чеченцы приняли ислам, рассказываю подробно

Чеченцы и ингуши сегодня считаются одними из наиболее крепких в своей вере мусульман мира. Следуют суннитскому исламу в его строгом шафиитском махсабе (школе). Являются в большинстве своем вайнахи также суфиями - т.е практикуют мистические обряды, как например, громкий зикр (обряд моления Аллаху, напоминающий танец в круге), почитают святых и их могилы (зияраты).

Зикр у чеченцев
Зикр у чеченцев

Но как же и когда вайнахи обратились в ислам? Рассказываю далее подробно.

Предки чеченцев и ингушей познакомились с исламской верой довольно рано - еще в VII-м столетии нашей эры. В эпоху прихода в соседний Дагестан воинов арабского халифа.

Однако достаточно долго мусульманская вера не укреплялась среди вайнахов. Куда большую роль на вайнахских землях играли исконное язычество и пришедшее в X-XIII вв из Грузии православное христианство.

Основательный поворот на ислам у чеченцев и ингушей начался лишь примерно в XIV-м столетии, когда вайнахские территории оказались в соседстве с мусульманской Золотой ордой. Например, известно, что исламские имена носили правителя государства Симсир в нынешней восточной Чечне - Гаюр-Хан и сын его Мухаммад.

Правители существовавшего в начале XIV-го столетия чеченского государства Симсир уже носили исламские имена
Правители существовавшего в начале XIV-го столетия чеченского государства Симсир уже носили исламские имена

В ту же эпоху (XIV-XV вв) на территории современных Чечни и Ингушетии появляются первые исламские памятники - могильники. Например, датируемый 1406-1408 гг знаменитый мавзолей "Борга-каш" у селения Плиево в Назрановском районе Ингушетии.

-4

Точно известно, что восточные чеченцы (тайп Беной, чеченцы-аккинцы в современном Дагестане) твердо следовали исламу уже во времена Ивана Грозного. Тогда союзником царя на Северном Кавказе выступил чеченский правитель Ших-Мурза, бывший мусульманином.

Чеченские предания той поры рассказывают о Термаоле и Берса-шейхе, исламским проповедниках, что широко распространяли исламскую веру среди нохчий. О том, что на Северном Кавказе широко представлен ислам, в том числе, мистический суфийский, сообщал в своих записках османский путешественник той же эпохи Эвлия Челеби.

Еще больше и основательнее ислам среди нохчий (чеченцев) и гIалгIай (ингушей) начал укрепляться уже в второй половине XVIII-го столетия. Мусульманская вера тогда приходила к вайнахам сразу с трех направлений - с восточного (Дагестан), с северного (ногайские кочевники) и с западного (Кабарда, Крымское ханство, Османская империя).

Ислам закреплялся в вайнахских землях более все же с востока на запад. То есть, из Дагестана. Ранее мусульманская вера пришла на плоскость, только затем - в горы, где язычники и (возможно) последние вайнахи-христиане сохранялись еще в XIX-v столетии. Чеченцы окончательно стали мусульманами несколько раньше, чем ингуши. Потому ингуши сохранили более языческого в своей культуре - например, в фамилиях (Мальсагов - Махс-саг - солнечный человек).
Первая из сохранившихся в Чечне мечетей - в селении Белгатой. Относится к началу XVIII-го столетия
Первая из сохранившихся в Чечне мечетей - в селении Белгатой. Относится к началу XVIII-го столетия

Отмечу, что самим вайнахам ислам с его строгостью и справедливостью, его суровыми законами оказался очень близок. Идеально лег на адаты (традиции) кавказских горцев. Близок чеченцам и ингушам был и принцип мусульманского единобожия - у них даже в исконной вере по сути всегда был лишь один главный бог Дела, которому все и вся во вселенной беспрекословно подчинялось. Не случайно, само слово Дела (Да-Эвла - отец-князь) стало в чеченском языке синонимом слова "Аллах".

Первая мечеть в Грозном. Построена была муллой Али Гусейновым в начале XX-го столетия. Увы, не пережила гонения на религию в СССР
Первая мечеть в Грозном. Построена была муллой Али Гусейновым в начале XX-го столетия. Увы, не пережила гонения на религию в СССР

В конце XVIII-го века ислам среди чеченцев закрепился еще более - под влиянием пламенных речей проповедника и революционера шейха Мансура. В XIX-м столетии мусульманскую веру окончательно укрепили в чеченском народе имам Шамиль и Кунта-Хаджи Кишиев.

Имам Шамиль жестко укреплял ислам в Чечне и Дагестане
Имам Шамиль жестко укреплял ислам в Чечне и Дагестане

Последний вайнахский языческий жрец, ингуш Эльмарз Хаутиев, по преданию принял ислам в конце XIX-го века. Тогда же в тайном месте он зарыл главную священную реликвию - флаг белого цвета, бывший ритуальным знаменем у вайнахов до ислама. К 1860-м годам относится принятие ислама последним вайнахским языческим селом - ингушском Гвелети.

Последний языческий жрец вайнахов - Эльмарз Хаутиев. Прожил хорошо за сто лет, ислам принял в почтенном возрасте под сто лет
Последний языческий жрец вайнахов - Эльмарз Хаутиев. Прожил хорошо за сто лет, ислам принял в почтенном возрасте под сто лет
Хотя кое-какие остатки прежней веры оставались у вайнахов вплоть до 1940-х годов. Например, языческое празднование в честь богини весны Тушоли в чеченской области Майсты последний раз прошло в 1934-м году.

Окончательным и бесповоротным закреплением ислама у вайнахов считается трагическое время сталинской депортации - после 23 февраля 1944-го чеченцы и ингуши временно оказались вдали от родины, лишились языческих корней, полностью ушли в ислам, по сути спасший на чужбине вайнахов.

Мечеть "Сердце Чечни" - главная и самая прекрасная в Грозном
Мечеть "Сердце Чечни" - главная и самая прекрасная в Грозном

В общем, если говорить просто, то ислам чеченцы и ингуши принимали достаточно долго и исключительно мирным путем. За несколько столетий все хорошо обдумали и выбрали ту истинную религию, которая наиболее подходила их непростой душе.