Когда императрица Екатерина II прочла книгу шотландского архитектора Чарлза Камерона, она повелела своим агентам в Европе немедленно разыскать его и заключить контракт. Предполагалось, что Камерон построит в Царском Селе «римские бани» — но сотрудничество оказалось плодотворным, и в результате ансамбли Царского Села и Павловска украсили множественные творения шотландского зодчего.
Камерон принял приглашение. Интересно, что в то время у Камерона не было самостоятельного строительного опыта. Однако он был эрудированным человеком и с энтузиазмом взялся за работу.
Камерон поселился в Царском Селе, во флигеле оранжереи. С собой он привёз огромную библиотеку. Его индивидуальный стиль впитал множество источников: рассматривая постройки в Царском Селе, мы видим элегантное цитирование античного архитектурного искусства.
Холодные бани, богато отделанные агатом, яшмой, мрамором и позолоченной бронзой, Камерон выстроил в новом, ранее в империи невиданном «помпеянском стиле». Архитектор следовал планировке древнеримских терм, которую хорошо изучил ранее. Овальный вестибюль вёл в устроенный на уровне второго этажа Висячий сад, от которого отходит оформленная колоннами галерея.
Камеронова галерея считается шедевром архитектора, центральным камнем в короне его творений. Камерон поднял на подиум, напоминающий древнюю руину, невесомую «греческую» колоннаду. Камень с нарочито грубой фактурой, обработанный так, словно детали истёрты временем, облицовывает нижний ярус галереи и подчёркивает стройность колонн. Этот живописный эффект сочетается с удобством: полнеющая императрица не терпела лестниц, и потому на галерею ведёт пологий пандус.
Работал Камерон и с интерьерами. Он оформлял покои Екатерины II в Большом дворце, Зелёную и Купольные столовые, Агатовые комнаты в Холодных банях. Несмотря на разрушения, которые дворец претерпел в годы Великой Отечественной, некоторые интерьеры уцелели полностью. И сегодня мы можем любоваться ими в первозданном виде.
#царскоесело #чарльзкамерон #ленинградскаяобласть #архитектура