Осенью в Тюмени закончились съемки фильма «Вахтовый метод». Помимо актеров и режиссера, в работе над картиной принимали участие десятки специалистов. В том числе гример Мария Портянко. Первым делом, приехав в областную столицу, она пришла на площадь Ленина – посмотреть на 9-метровую скульптуру, которую сделали ее дедушка Алексей Портянко и отец Николай.
Visit Tyumen пообщался с Марией о роли личности Ленина в ее жизни, огромной мастерской, где шла работа над скульптурой, и ощущениях от Тюмени, которую девушка посетила впервые.
На Центральной площади в Тюмени стоит 9-метровый памятник Ленину из бронзы. Скульптор – Портянко. Архитектор – Гаврилов. Вместе с постаментом высота фигуры составляет более 15 метров. По задумке авторов, «облик Ильича созвучен суровому и прекрасному краю, гигантским преобразованиям, происходящим здесь. Отсюда энергичный жест Ленина, как бы указывающего на богатства земли тюменской».
— Где шла работа вашего дедушки Алексея Портянко над Лениным?
— Мой дедушка – скульптор. Он работал в советское время. Под мастерскую ему выделили землю тогда еще в городе Люберцы. Там он построил сначала небольшую мастерскую. Когда поступил большой заказ на памятник Толстому, он все перестроил.
Кстати, памятник Толстому стоит в сквере Девичьего поля – это монумент-глыба.
В мастерской потолки 10 метров, раздвижные ворота. Это позволяло и делать работы в полный рост, и транспортировать их из цеха. В том числе и 9-метрового Ленина для Тюмени.
Рядом с мастерской стоит частный домик. Поэтому с детства у меня была возможность ходить в цех, смотреть, как работает мой отец, на фигуры, модели, макеты, эскизы. К моменту моего рождения дедушки уже не было в живых, но его наследие осталось.
— А как ваш дедушка стал скульптором?
— В семье есть такая история. Дедушка жил в украинском селе. Однажды его мама проснулась, вышла к реке и увидела, как ее сын Алексей сделал портрет местного политика из глины. Она была настолько под впечатлением от бюста, что отправила дедушку учиться в Ленинград, на скульптора. Потом он попал в Москву, где и работал.
— Видимо, что ваш отец тоже станет скульптором, было предрешено?
— Дедушка творил дома, отец включался в работу все время. Мне кажется, что там не было другого варианта, не рассматривали другой профессии для него.
— Что вам о дедушке рассказывали в семье?
— Папа рассказывал, как работал дедушка, какой личностью он был. Я знаю, что он был сильным человеком. Дедушку обожали все, он был душой компании, веселым заводилой. Очень доброжелательный и положительный человек.
У него была интересная компания, которая даже после смерти дедушки много лет приезжала к нам домой, к бабушке в гости. Среди них были физик Петр Капица и оперный певец Иван Козловский. Это люди, у которых я росла на коленках.
— Давайте тогда поговорим про скульптуру, которую ваша семья сделала для Тюмени. Как ваш отец и дед работали над ней?
— Заказ поступил в 70-е годы. Начинал проект Ленина мой дедушка, но, к сожалению, он умер, немного не дожив до установки. Заканчивал скульптуру мой отец.
Я знаю, что весь процесс работы над скульптурой проходил в очень дружественной обстановке. Дедушка был в хороших отношениях с главным архитектором Гавриловым. Они довольно часто встречались, он приезжал к нам в гости.
В целом у семьи очень теплое отношение к этому проекту.
Что значила работа для дедушки над тюменским Лениным – таких глубоких воспоминаний нет. Скульптуры Ильича тогда устанавливали по всему Союзу. Дедушка делал очень много Лениных, они стояли по всей стране: в Комсомольске-на-Амуре, Тюмени, Пятигорске. Это была, наверное, не сверхъестественная работа, а повседневная. Но в Тюмени скульптура Ленина, конечно, сама масштабная.
Насколько я помню, памятник установили в 1978 году.
— Ваш отец заканчивал работу, которую начал ваш дед.
— Знаю, что отцу пришлось доделывать какие-то последние штрихи. Но какие именно, он не говорил. Сама скульптура была готова.
Скульптуру как делают? Ее лепят из глины, затем отливают из гипса, а потом уже на основании макета делают из материала: гранита, бронзы или чего-то другого. Я думаю, что в данном случае отец делывал последние элементы по готовым слепкам деда.
Отец попал в другое время, когда такая масштабная скульптура была не настолько востребована. Лениных у него было меньше. Но они до сих пор стоят на привокзальных площадях. Так много всего он делал, что иногда приезжал в какой-нибудь город, подходил и говорил: «О, это же моя работа».
— Мастерская вашего дедушки до сих пор принадлежит вам. Там, наверное, остались и Ленины, и эскизы других работ?
— В свое время у нас стоял трехметровый Ленин во дворе. У его ног я ползала в детстве. Но даже его у нас выкупил город Люберцы. Он сейчас стоит перед кинотеатром «Октябрь». Я на него с тоской смотрю. Но не потому, что это Ленин, естественно, а потому, что это была моя игрушка. Это отцовский Ленин.
Больше Лениных в мастерской нет, но есть очень много других работ. Я сделала подиум, на котором стоят все работы, доставшиеся мне в наследство. Подиум с подсветкой. Это добавляет антуража. Все работы, которые остались до настоящего момента, я берегу и ценю. И буду так делать до конца жизни.
— Какое ваше личное отношение к Ленину? Или вы воспринимали его через образы, которые передавали ваши дедушка и отец?
— Я очень люблю историю. Но к Ленину отношусь как к этапу становления той страны, которой уже нет. Поэтому лично к Ленину каких-то теплых ощущений нет, но есть теплые ощущения от того, что вышло из-под рук моих родственников.
— Какие еще работы сделал ваш дедушка?
— Дедушка и отец сделали много памятников по всей стране. Это и работы известных людей, тех, кто входил в круг дедушкиного общения. Памятник Капице стоит в Кронштадте. Много памятников он сделал деятелям культуры советского времени. Они стоят до сих пор.
— Почему вы не стали скульптором?
— У меня была волевая бабушка, жена дедушки. Она относится к питерской интеллигенции, и всегда считала, что лично для меня, для девочки, важнее заниматься музыкой. И когда встал выбор, пойти в художественную школу или в музыкальную, его сделала она.
Получилось так, что и музыкой я не занималась: пошла учиться в МГУ на геолога, и со временем все равно вот эта художественная линия затянула меня больше. Меня позвали снимать кино «Балканский рубеж». Тогда я уволилась с нелюбимой работы – уже была юристом. И поехала снимать кино. Поняла, что это мое. Так я стала художником по гриму.
— Вы и в Тюмень приехали как гример фильма «Вахтовый метод». Где-то между съемками успели побывать в городе?
— Я в Тюмени первый раз. Все время мы проводили на съемках, но немного увидеть город получилось. Первый раз режиссер картины показал мне свою Тюмень. Я, конечно, под большим впечатлением, потому что люди встретились прекрасные, воспитанные, интеллигентные, общительные.
Впечатления от города самые приятные. Мы гуляли по центру, по набережной, у реки. Мне очень понравились купеческие домики в историческом центре. Не в каждом городе они сохранились.
Конечно, была у того самого Ленина. Очень масштабно.
Автор: Тюменка, которая любит историю города