До 20 ноября 2022 года в Санкт-Петербурге проходит проект «Искусство жить дома» о бытовании искусства в доме, коллекционировании, соотношении частного и публичного. В рамках проекта четыре петербургские художницы создали произведения, вдохновленные судьбами известных деятелей культуры. Все работы выставлены в домах-музеях, мемориальных квартирах и мастерских. Важную часть проекта составляют произведения видеоискусства, которые представлены на площадках совместно с новыми работами художниц. Видеоработы, в том числе из собрания Пушкинского музея, становятся дополнением к портретам владельцев дома и особой формой установления диалога с ними.
Публичная программа, состоящая из ридинг-группы, лекций и дискуссий, реализуется в двух совершенно разных локациях: в музее «Полторы комнаты» и в исторических залах особняка Серебряковой. В рубрике «Экскурсия для чтения» журнал Точка ART рассказывает подробно про каждую выставку!
Музей петербургского авангарда (Дом М.В. Матюшина)
ул. Профессора Попова, д.10
В доме, где сейчас расположен Музей петербургского авангарда, жили два художника — Михаил Матюшин и Елена Гуро. История предпочитает вспоминать в основном Матюшина, чье имя и носит музей. Лиза Бобкова в своем проекте акцентирует внимание на воспоминаниях о художнике и поэте Елене Гуро, отдает дань уважения той, благодаря кому в этом доме собирались гении.
Интервенция художницы посвящена памяти, присущей объектам, то есть памяти, содержащейся в анималистической силе вещей. Ведь человек вкладывает воспоминания и мысли в предметы, вливая в них, как в сосуды, слова, идеи, душу. Предметы становятся носителями воспоминаний: они до сих пор излучают жизненную силу художников.
В работе Гари Хилла мы видим, как из примитивных форм рождаются слова, создавая игру языка и изображения. Автор рассказывает об оцифровке языка, о программном коде как языке. В начале 1980-х годов началось трехмерное моделирование на экране и виртуализация объектов, сегодня мы переживаем расцвет NFT.
Мемориальная мастерская М.К. Аникушина
Вяземский пер., д.8
Работая с материалами музея-мастерской, художница Анна Слобожанина заметила: о скульпторе Михаиле Аникушине многие его современники отзываются как о баловне судьбы. Его карьера взлетела очень рано, ему построили мастерскую мечты для создания монумента Ленину, он имел всенародное признание и занимался любимым делом. «И именем звезды тебя я назову» — это заголовок статьи в газете «Санкт-Петербургские ведомости», в которой говорится о том, что планета N 3358, открытая астрономом Николаем Черных в 1978 году, названа в честь скульптора Михаила Аникушина.
В своем проекте Анна Слобожанина обращается к расхожему тезису: удача в судьбе художника играет значение столь же важное, как и талант. Быть замеченным, признанным, остаться в истории — мечта многих, но таким образом судьба складывается у единиц. Художница прячет упавшую звезду в глиняной яме музея-мастерской, создавая образ легко пойманной мечты из совсем нескульптурного материала — бумаги. Продолжая эту тему, Анна Слобожанина разворачивает полотно звездного неба в портретной галерее-витрине музея, где люди, запечатленные Аникушиным в камне, смотрят в небо и на них падает свет звезд, под которыми они родились.
В перформансе Ольга Кройтор неподвижно стоит на узкой деревянной колонне высотой четыре метра, любое неверное движение может привести художницу к падению. Поза Кройтор напоминает кариатиды храма Эрехтейон в Афинах, где женские фигуры — колонны, гарантирующие устойчивость. В работе храм сводится к телу, тело художницы — хрупкая кариатида, поддерживающая сама себя.
Мемориальный музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова
Загородный пр., д.28 (подъезд 5, этаж 3)
Художница Анна Мартыненко, исследовавшая историю дома, отмечает, что Николай Андреевич в квартире на Загородном проспекте, где сейчас располагается музей, не только творил, но и собирал гостей. По средам здесь собирались композиторы, художники, музыканты, оперные певцы — иногда до сотни человек.
Римский-Корсаков был синестетом — он видел цвета тональностей. Анна Мартыненко учитывает этот факт, вступая в диалог с композитором, и решает подыграть ему: представить голоса певцов в виде скульптурных слепков. Абстрактные, на первый взгляд, слепки созданы на основе параметров звука, которые зарифмованы с параметрами формы. Анна Мартыненко размещает «слепки» голосов на пустых стульях музея, где когда-то сидели артисты, что создает эффект присутствия знаменитых гостей, наполняет залы неслышимым звучанием и невидимым движением. Здесь же в музее, на специально изготовленном пюпитре, представлены документальные материалы, послужившие основой для создания скульптур.
В представленном видео автор фиксирует перформанс, когда он поместил себя в носовой части судна «Академик Иоффе», пересекающего море Баффина. В этом уязвимом положении он подвергается реальному физическому риску. Художник приносит удачу моряку, он предвещает будущее и охраняет корабль. Также это фигура авангарда — художника, который находится на переднем крае борьбы и берет на себя риск новаторства в искусстве. Фигура Александра Пономарёва сочетает в себе художника и моряка, как Римский-Корсаков соединял в себе морского офицера и композитора.
Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского.
Кузнечный пер., д.5
Произведения и переписка Достоевского содержат множество упоминаний птиц, птичьих фамилий и обращений, топонимов, что позволило художнице Саше Кокачевой создать проект с воображаемым орнитологическим бестиарием.
Саша Кокачева заселяет пространство музея звуками птиц в скворечниках и одновременно отсылает зрителя к топониму усадьбы Скворешники из романа «Бесы», который должен был символизировать дом, семью и очаг, но трансформировался в локус отчуждения. В экспозиции детской комнаты художница размещает «портреты» птиц, как если бы это были портреты людей, напоминая зрителю литературных персонажей Достоевского (Птицин, Лебедев, Лебядкин, Снегирёвы), в которых проступает амбивалентная сущность героев.
Как полагает куратор Илина Коралова, видео «Усилие» показывает человеческую фигуру, столкнувшуюся с невыполнимой задачей: столкнуть огромную скалу в пропасть. Выбранная позиция камеры подчеркивает подчиненность тела, а все действие пропитано иронией. В результате безнадежность затеи утрачивает трагический характер.
Публичная программа
Публичная программа проекта «Искусство жить дома» разворачивается в нескольких городских локациях: в музее «Полторы Комнаты» Иосифа Бродского пройдут ридинг-группы, а в исторических залах особняка Серебряковой (здание Европейского университета в Санкт-Петербурге) состоятся лекции и дискуссии. На всех выставочных площадках проекта каждые выходные организованы арт-медиации. Это живой диалог об искусстве в небольшой группе (до 10 человек) вместе с ведущим арт-медиации. Произведения художников рассматриваются и истолковываются через призму субъективного восприятия, жизненного опыта и интересов каждого участника. Актуальное расписание ищите на сайте проекта.
Читайте по теме на сайте журнала:
На фоне Пушкина: ко дню рождения Михаила Аникушина
Гид по выставке «Шедевры старообрядческой иконы» «Центра Искусств. Москва» на Алтае
Живопись как диагноз: гид по выставке «Н.Н. Живопись, графика из коллекции Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков»
Идеальный музей Ивана Морозова: гид по выставке «Брат Иван» в Пушкинском музее
«Здесь могло быть ваше название»: гид по выставке в Мастерской Аникушина
Защитники Отечества: гид по виртуальной выставке Русского музея «1812 год»