Найти тему
изомозаика

Три Офелии Уильяма Уотерхауса

...она старалась по ветвям развесить
Свои венки; коварный сук сломался,
И травы и она сама упали
В рыдающий поток. Ее одежды,
Раскинувшись, несли ее, как нимфу;
Она меж тем обрывки песен пела,
Как если бы не чуяла беды
Или была созданием, рожденным
В стихии вод; так длиться не могло,
И одеянья, тяжело упившись,
Несчастную от звуков увлекли
В трясину смерти.
Отрывок из пьесы "Гамлет" У. Шекспира.

Офелию, героиню трагедии Шекспира "Гамлет", изображали многие художники. Каждый из них по-своему видел ее. Истина гибели Офелии покрыта тайной и смотрят на нее по-разному. Сама Офелия - это не просто героиня, это целый драматический образ.

Офелия, кадр из фильма "Гамлет",  1948 г.
Офелия, кадр из фильма "Гамлет", 1948 г.

Узнав о том, что ее возлюбленный принц Гамлет лишил жизни ее отца Полония, Офелия, не помня себя от горя, не смогла вынести произошедшего и помешалась рассудком. Она отправилась к реке и забралась на ветку ивы. Сук сломался и девушку поглотил мрак речных вод.

Художник Уильям Уотерхаус написал три "портрета" Офелии с разницей в несколько лет. Не стоит забывать о символизме, которым пропитаны работы художника. На каждом из них героиня предстает в разных образах, с каждой картиной она все ближе и ближе к воде - месту своей гибели.

Три образа

Первую картину художник написал в 1889 году. Здесь мы видим лежащую на цветущей поляне девушку с только что собранными цветами. Волосы ее растрепаны, взгляд опустошен и отстранен, мысли где-то далеко, она смотрит будто сквозь зрителя. Лицо абсолютно безэмоционально, в нем нет пока и намека на безумие. Вдали просматривается темная полоска реки.

Офелия, 1889
Офелия, 1889

Вторую "Офелию" художник пишет уже в 1894 году. Образ ее здесь более меланхоличный. Рыжеволосая девушка сидит на бревне у водоема. Ее белое платье вышито золотом, что говорит о знатном происхождении героини. В волосы вплетены цветы, на коленях лежат ромашки, белые и невинные, такие же как и душа Офелии. Девушка отрешенно смотрит на темную гладь воды, вероятно, она уже приняла роковое решение.

Офелия, 1894
Офелия, 1894

На последнем полотне художника Офелия предстает в совершенно другом облике. Здесь она кажется более взрослой. Ее образ полон драматизма: стеклянный полуобезумевший взгляд, пылающие румянцем щеки, небрежно вплетенные в волосы цветы, напряженные цвета платья. И мы чувствуем, что один шаг отделяет героиню от гибели. Позади две девочки смотрят на нее, не понимая намерений прекрасной молодой дамы. Этим полотном были восхищены многие критики - терзание переросло в полыхающую драму, сменив собой меланхолию и тихую грусть.

Офелия, 1910
Офелия, 1910

Три картины раскрывают последовательность принятия Офелией своего губительного решения. Уотерхаус смог показать свою Офелию, облик которой трансформируется от юной невинной и хрупкой девушки до зрелой женщины, сделавшей непростой выбор.

Друзья, ваши подписка и лайки помогают развитию этого канала! Вас ждет еще больше интересных материалов!

А пока готовятся следующие статьи, почитайте уже опубликованные:

Толкин - иллюстратор...а вы знали?

Мир Кристины глазами Эндрю Уайета

История слепого скульптора Лины По

художники #живопись #искусство