Найти тему
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. Олимпийский сервиз и Ботанический сервиз-кабаре Наполеона (1804-1807). Севр.

О таких сервизах рассказывать легко и приятно: оба находятся в идеальной сохранности, в фондах одного из самых известных музеев страны - Оружейной палаты. Более того - Олимпийский сервиз представлен в основной экспозиции (зал №5). Информации - огромное количество, и в свободном доступе! С ними всё хорошо! Вот так вспомнишь о многочисленных уникальнейших русских сервизах (о которых и информации-то - с гулькин нос!), растащенных и распроданных послереволюционными властями, разграбленных пришедшими западными захватчиками, вспомнишь о великих отечественных фарфоровых предприятиях, закрытых и полностью уничтоженных (даже и стен не осталось!) уже в самое Новое время, и диву даёшься: : что за морок в виде подлецов во власти, ненавидящих всё русское и преклоняющихся перед всем Западным накрыл нашу страну?

Олимпийский сервиз был выполнен на мануфактуре Севра в 1804–1807 по заказу императора Наполеона Бонапарта. Предназначен был для подарка на свадьбу его брата Жерома с немецкой принцессой Екатериной Вюртембергской. Хотя 23 августа 1807-го года в Люксембургском дворце в Париже сервиз был представлен как дар молодожёнам, уже в сентябре того же года всё было "переиграно", и драгоценный фарфор был упакован и отправлен как дар императора Франции императору России.

Ещё один - абсолютный шедевр - Египетский сервиз, был обещан Александру I в Тильзите (июнь-июль 1807-го года), а подарен в следующем, 1808-м году на встрече в Эрфурте (о Египетском сервизе читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-sevr-egipetskii-serviz-napoleona-631b0afe21b4205959faf533). Что заставило Наполеона отправить в Россию уже обещанный брату Олимпийский сервиз? - об этом историки спорят до сих пор. Самая распространённая версия - только-только ставший императором, а главное, заставивший многочисленных монархов Европы силой оружия признать его равным себе, Наполеон решил укрепить новую династию браком с принцессой одной из могущественнейших держав. Выбор пал на Россию, а глаз был положен на Великую княжну Екатерину Павловну, сестру Российского императора. Прямо о желании Наполеона было сказано Александру I Талейраном в Эрфурте в 1808-м году. Наглость "корсиканского выскочки" ужаснула многих в Санкт-Петербурге, брак не состоялся, а дорогой подарок остался в России.

Александр Броньяр, руководитель Севрской мануфактуры, поручил выполнение проекта Олимпийского сервиза своему отцу, Александру Теодору Броньяру, известному архитектору. А.Т. Броньяр разработал не только изобразительную схему, но также состав и формы корпусных (трёхмерных) предметов сервиза, а также его скульптурный декор.

Количество предметов ансабля – 166. Его основу составили чаши для фруктов и сластей различных размеров и форм, компотьеры, бутылочные и рюмочные передачи, четыре мороженицы, вазы-геридоны, сахарницы и корзины для жасмина и, разумеется, тарелки с живописными сценами из древнегреческих мифов. Смотрим "большие" предметы сервиза в галереях, представленных ниже...

Вазы-геридоны. Севрская императорская фарфоровая мануфактура, 1804–1807.
Фарфор, недрагоценный металл; роспись надглазурная, золочение. Поступили из сервизной кладовой Большого Кремлевского дворца в 1881 г. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Вазы-геридоны. Севрская императорская фарфоровая мануфактура, 1804–1807. Фарфор, недрагоценный металл; роспись надглазурная, золочение. Поступили из сервизной кладовой Большого Кремлевского дворца в 1881 г. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Интересны четыре вазы для мороженого, выполненные в виде конусообразных чаш на ножках-пилястрах, в основании которых - львиные лапы. Образцом для морожениц послужил античный треножник-жертвенник. Поверхность вазы разделена декором на четыре части, каждая из которых украшена аллегорическими фигурами. Темы росписей: "Времена года", "Война и Мир", "Четыре стихии", "Четыре времени суток" Смотрим...

Свое название Олимпийский сервиз получил благодаря сюжетам росписи на тарелках, заимствованным из античной мифологии. Для изображения отбирались не только те эпизоды из похождений олимпийских богов и героев, которые прославляют взаимную любовь и супружеские добродетели, но и отрицательные примеры: ревность, недоверие, гордыня, неверность, служившие предостережением от разрушения счастливого брака. Смотрим галерею ниже (представлены 12 тарелок)...

В целом сервиз получился ампирным, но с сильным влиянием позднего КЛАССИЦИЗМА. В ансамбль входит также чайный сервиз-кабаре на двенадцать персон, сервировавшийся на отдельном столике.

Запоминающимся элементом сервиза, который находится на каждом из предметов, является вишнёвого колера крытьё с сильным золочёным штампованным узором и розетками с рисунком стиля гризайль (от фр. grisaille - серый). Кстати, вставки с гризалью указывают на КЛАССИЦИЗМ, т.е. сервиз выполнен на переломе эпох в смешанной технике с элементами как уходящего КЛАССИЦИЗМА, так и заявившего о себе во всю мощь АМПИРА. Вот так о декоре тарелок написали профессионалы: "Терракотовый борт тарелок украшен гризайльными розетками и золотым стилизованным растительным орнаментом. Шедевром миниатюрной росписи является украшение марли тарелок – плотно сплетенная розовая гирлянда, исполненная гризайлью в сепиевых тонах с легкими золотыми оживками. На оборотной стороне каждой тарелки нанесена подглазурная надпись по-французски, поясняющая, что изображено на зеркале". Мне лично кажется, что подобный декор повлиял на мастеров, создавших шедевр русского фарфорового искусства - Русский (Гурьевский) сервиз (о нём читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-ifz-gurevskii-russkii-serviz-18091816-633bb9f775a676088556cdb8). При этом "лишние", мелкие детали (вроде розеток с рисунком гризайль), сбивающие взгляд с основной, "народной" темы, в Русском (Гурьевском) сервизе убрали. В Русском сервизе также имеются вазы-ритоны в виде рога изобилия, только, в отличие от Олимпийского ансамбля, не такого выспренного вида, и не с головой кабана, а с головой овна (барана).

Ботанический сервиз-кабаре (фр. сabaret – сервиз для чая или кофе на подносе на любое количество персон)... О нём, несмотря на то, что он находится также в фондах музея Оружейной палаты, сведений, как и изображений, крайне мало. Вот всё, что удалось раздобыть (см. галерею ниже)... Так и хочется спросить: а на сколько персон? А где поднос? Почему основное крытьё сервиза называют упорно "терракотом", когда он ярко-вишнёвого колера? У меня нет ответа на эти вопросы. По форме и росписи (художники явно копировали рисунки из ботанического атласа) предметов сервиза - не сверхвыдающийся классический АМПИР.

Спасибо всем, кто дочитал. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.