Современные люди, услышав слово «пират», обычно сразу выстраивают в голове довольно стереотипный образ. Одноногий, одноглазый, а, возможно, ещё и однорукий мужик в поношенном камзоле с матерящимся попугаем на плече, стоящий на палубе своего парусника и высматривающий на горизонте очередную добычу. Так уж получилось, что современный медийный поток значительно исказил изначальный образ морских разбойников, а на самом деле как их внешний вид, так и повседневная жизнь были далеки от этого образа. И, что уж говорить, имели крайне мало романтических черт, которые сегодня многие себе представляют. Одной из проблем такого представления также является и место действия пиратов. Карибское #море станет, безусловно, первым, что придёт в голову, если спросить о месте расцвета пиратства, однако эта «профессия» существовала практически на всём протяжении человеческой истории. Некоторые очаги пиратства процветают и по сей день.
В Средние века мощным и практически неуничтожимым источником пиратов было северное побережье Африки, где пиратство приобрело идею борьбы вероисповеданий. Живущие на севере христиане на протяжении столетий боролись с мусульманами, жившими на юге, и Средиземное море стало полем боя для таких схваток.
Ещё одним стереотипом, конечно, является пол пирата. Мало кто сможет назвать хотя бы одно имя женщины-пирата. Считается, что тяжёлая, суровая, полная опасностей жизнь на корабле, учитывая ещё и неплохой шанс умереть во цвете лет, просто не подходит для прекрасного пола. Однако, как и практически во всём, в жизни есть исключения. И это исключение, рождённое жаждой мести мусульманских беженцев, изгнанных из Испании, породило уникальную личность. Женщину, которую даже европейцы называли «Королевой Пиратов», одну из самых значимых женских фигур в истории ислама, правительницу города Тетуана – Саиду аль-Хурру.
В конце XV века пал Гранадский Эмират. Просуществовавший несколько столетий в окружении разрозненных испанских королевств он долго противостоял их напору, но лишь с началом Реконкисты, объединившей в рыхлую конфедерацию эти государства, начал сдавать позиции. Взятие в 1492 году испанцами Андалусии ознаменовало окончательное падение эмирата. Многие тысячи людей, не желавших менять веру и убеждения, бежали в северную Африку. Среди беженцев была и семья будущей королевы. Саида, получившая при рождении имя Аиша, принадлежала к знатной семье, возводившей свою родословную к пророку Мухаммеду и основателю первой Марокканской исламской династии. Девушка получила превосходное образование, владела несколькими языками, а среди её учителей были прославленные исламские учёные своего времени. Один из них, по преданиям, как-то раз после очередного урока заявил: «Эта девушка поднимется очень высоко».
Так и произошло. Восхождение девушки к вершинам власти началось, когда она вышла замуж за губернатора крупного и богатого города Тетуан. Город был главным портом #Марокко и перевалочным пунктом для товаров, идущих как вдоль побережья, так и из глубины континента. Тетуан также был основной тактической базой действовавших уже тогда мусульманских приютов.
Муж Саиды активно грабил христианские города, и очень часто стало получаться так, что, уходя в очередной набег, он оставлял всю полноту власти в городе своей жене. Блестящее образование, а также твёрдый и решительный характер позволяли Саиде отлично справляться с этой ролью. И народ Тетуана любил свою правительницу, постоянно радевшую об их благополучии, куда больше, чем столь часто отсутствующего губернатора.
«Ей доверяли родственники-мужчины, и это, казалось, было общей чертой андалузско-марокканских женщин», — отмечает один из историков. «Она знала, что нужно делать в разных обстоятельствах, и именно эти качества сделали её лидером».
Примерно между 1515 и 1519 годами в одном из своих походов погиб муж Саиды, и она стала полноправной правительницей Тетуана. С этого времени её начали называть Саида аль-Хурра, или — в испанских источниках — Сида эль-Хорра. Стоит отметить, что европейцы по незнанию считали, что это и есть её имя. На самом же деле в мусульманской традиции «Саида аль-Хурра» примерно означает «свободная женщина, наделённая властью», «правительница» и даже «королева».
Саида поставила пиратство на широкий поток, безмерно обогатив свой город и принеся страх Божий на берега европейских стран. Следует отметить, что пиратством это считается только в европейских источниках. Историки мусульманских стран противостояние на море между христианскими и исламскими странами называют «Морским Джихадом».
Источником обогащения пиратов служили грабежи испанских и португальских кораблей, а также налёты на прибрежные поселения с целью захвата пленных. Именно их выкуп стал одной из основных статей дохода для казны Тетуана. Размах действий Саиды аль-Хурры, не остался незамеченным и привлёк внимание Аруджа Рейса, младшего брата знаменитого Хайреддина Барбароссы. Именно после объединения их усилий в европейских источниках Саида начинает упоминаться как «Королева Пиратов». И неудивительно. В то время как братья #Барбаросса действовали в восточной части Средиземного моря, Саида руководила пиратами в его западной части.
О её эффективности, а также о том, как к ней относились европейцы, можно судить по некоторым воспоминаниям современников. Жители прибрежных селений христианской Европы, зачастую в полном составе, перед отправлением корабля в море молились о том, чтобы увидеть столь ненавистную им Королеву Пиратов повешенной на одной из мачт. Однако чаяниям их не суждено было сбыться.
Саида аль-Хурра помнила об изгнании своей семьи из Гранады и делала всё возможное, чтобы отомстить христианам. За решительность и непреклонность в своих действиях она заслужила уважение даже среди своих врагов, что неоднократно отмечали её современники. Её описывают как импульсивную и резкую правительницу, непреклонную и любыми способами достигающую поставленных целей. Так, в хрониках есть упоминания о переговорах между ней и Испанией о выкупе большого количества человек после успешной операции в Гибралтаре, где «пираты захватили много добычи и пленников».
Даже в замужестве проявился сильный характер этой женщины. Чтобы усилить позиции, был оговорён её брак с берберским султаном Марокко — Абу-ль-Аббас Ахмадом. Однако, вопреки сложившейся традиции, Саида отказалась покидать свой город даже ради свадьбы. Напротив, она настояла на прибытии жениха к ней в Тетуан, что и было выполнено. В истории Марокко это единственный случай, когда #султан женился не в своей столице, а был вынужден отправиться к невесте. Этот брак, а также удачные политические назначения своих родственников она использовала для усиления на Средиземном море и объединения разрозненных исламских государств на фоне набирающих силы Испании и Португалии.
Однако даже её власть была не вечной. В 1542 году Саида была свергнута с престола своим родственником Мухаммадом аль-Хассаном аль-Мандри. К этому времени из-за своего характера она крупно поссорилась с некоторыми из своих бывших союзников. Среди купечества города начали бродить мысли о том, что такой темперамент правительницы мешает бизнесу. Возможно, в сумме эти причины и привели в результате к её свержению. Саида приняла случившееся и удалилась в Ша́вен (Шефшауэн), город на побережье Марокко, где прожила ещё около 20 лет. Умерла Королева Пиратов 14 июля 1561 года, мирно скончавшись в своём дворце.
В заключение стоит сказать, что Саида аль-Хурра — знаковая фигура в современной истории ислама. Последняя в истории мусульманская женщина-правительница, она железной рукой вершила судьбу Тетуана и всю свою жизнь боролась против христианских государств, отнявших у ней её родину. Уважаемая даже злейшими врагами, наводившая ужас на средиземноморских христиан, она осталась как страшный противник на страницах европейских летописей. А также как одна из немногих женщин, не просто имевших отношение к пиратству, но и получивших неформальный титул «Королева Пиратов».
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.