Найти в Дзене
Navygaming Channel

Эсминцы типа «Дерзкий» – наследники «Новика» на Черном море, часть 1

Конец XIX – начало ХХ века характеризовался созданием и развитием большого количества образцов вооружения и технических новинок, в том числе и в морском деле. Броненосцы и крейсера становились все более мощными и скоростными, но у них появились достаточно серьезные противники – миноносцы и подводные лодки, которые с каждым годом также становились все совершеннее.

Атака русский минных катеров на турецкий пароход, рисунок
Атака русский минных катеров на турецкий пароход, рисунок

И если первоначально носители минного оружия чаще рассматривались как оружие «бедных» и «слабых» стран, то со временем и мощные морские мировые державы обратили внимание на его прогресс. Российский императорский флот не стал исключением в деле строительства миноносцев. И это неудивительно, так как в свое время, еще в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов на Черном море, именно русские корабли достаточно убедительно показали преимущества и возможности минного оружия, потопив несколько турецких кораблей и судов.

Русский миноносец "Сескар"
Русский миноносец "Сескар"

В последующие годы русский флот за первой партией так называемых миноносок (введено в строй 111 единиц постройки 1878 года) получил более крупные корабли: мореходный миноносец «Взрыв», «классический» миноносец «Батум», которые в дальнейшем и определили развитие данного класса в российском флоте. К сожалению, слова контр-адмирала И.Ф.Лихачева, который был в свое время военно-морским агентом и следил за строительством миноносца «Батум» в Англии, не были услышаны: «…в наш век нескончаемых совершенствований и преобразований в морском искусстве единственное средство не быть позади других – это стремиться быть впереди всех». В последующих проектах миноносцев для русского флота не удалось в полной мере выработать единый подход и требования к строительству этих кораблей, оставалось сильным и иностранное влияние, продолжилась широкая практика заказов и покупки кораблей за границей, что представителям Морского министерства казалось вполне обоснованным.

Мореходный миноносец "Батум"
Мореходный миноносец "Батум"

Следующим этапным событием в развитии миноносных сил стало вступление в строй российского флота эскадренного миноносца «Сокол» (240 т, 29,7 узл., 1-75-мм, 3-47-мм, 2 ТА), который послужил головным в самой крупной серии русских эсминцев флота (32 единицы). Следует признать, что его проект был подготовлен на основе британского эсминца «Хорнет» (тип «Хэвок»), предложен Э.Ярроу российскому Морскому ведомству и построен в Великобритании на его верфи.

Русский миноносец№ 142, тип "Пернов"
Русский миноносец№ 142, тип "Пернов"

Это не умаляет достоинств корабля, появление которого в русском флоте (как вскоре «Дредноута» в британском) сделало все построенные до этого миноносцы устаревшими. Значение «Сокола» в том, что его проект позволил развернуть массовое строительство эсминцев такого типа на отечественных верфях. За «соколами» последовали эсминцы типа «Буйный» (350 т, 29,7 узл., 1-75-мм, 5-47-мм, 3 ТА), по проекту которых (подготовленному с помощью фирмы Ярроу, в свою очередь взявшей за основу проект японского эсминца «Икадзути») было построено еще 30 единиц различных модификаций.

Эскадренный миноносец «Сокол», первый русский эсминец-истребитель
Эскадренный миноносец «Сокол», первый русский эсминец-истребитель

Перед русско-японской войной эсминцы типа «Сокол» и «Буйный» вместе с небольшим количеством эсминцев, построенных на французских, английских и немецких верфях (тип «Внимательный», «Боевой», «Касатка»), составляли основу миноносных сил русского флота. Русско-японская война в полной мере показала не только необходимость в дальнейшем совершенствовании эскадренных миноносцев как класса кораблей, но и подчеркнула их универсальность. Действительно, именно эсминцы Порт-Артурской эскадры оказались самым активными кораблями на протяжении всей войны: они вели разведку, несли дозоры, боролись с японскими брандерами и минными заградителями, оказывали поддержку приморским флангам своих войск, ставили мины. Проявили они себя и в борьбе с японскими кораблями, в том числе и с эсминцами, однако в этих вопросах показали невысокую эффективность из-за слабости артиллерийского вооружения (особенно «соколы»).

Эсминец «Буйный» - продолжатель традиций «Сокола»
Эсминец «Буйный» - продолжатель традиций «Сокола»

Послевоенный период возрождения русского флота после падения Порт-Артура и цусимской катастрофы начался с активных мер по восстановлению миноносных сил флота. В рамках принятых программ в строй были введены в первую очередь эсминцы, заложенные еще в годы войны как на отечественных верфях, так и заказанные за границей. Но большинство из них принадлежали к типу «Буйный», который уже не в полном объеме соответствовал требованиям к данному классу кораблей и решаемым им задачам. Несколько отличались от них строившиеся в Германии четыре минных крейсера типа «Всадник», но и они, несмотря на усиленное вооружение, не соответствовали направлениям развития эсминцев. В последующем по частично измененному проекту было построено еще 20 минных крейсеров, вошедших в историю как «эскадренные миноносцы (иногда – минные крейсера) типа «Доброволец».

Японский эсминец «Сазанами» (тип «Икадзути»)- представитель классических британских
«истребителей»
Японский эсминец «Сазанами» (тип «Икадзути»)- представитель классических британских «истребителей»

Именно минные крейсера (с 1907 года – эсминцы) типа «Доброволец» составляли основу Минной дивизии Балтийского флота до 1916 года. Но, несмотря на водоизмещение 600 т, вооружение (проектное: 2-75-мм, 4-6-57 мм орудий и 2-3 ТА) и скорость хода в 25 узлов, они ненамного превосходили уже устаревшие эсминцы типа «Буйный», «Деятельный», «Лейтенант Пущин», которые еще оставались в составе Балтийского и Черноморского флотов. Отметим, что в период пополнения флота эсминцами типа «Доброволец» Британия вводила в строй паротурбинные эсминцы типа «Трайбл», вооруженные 3-75-мм или 2-102-мм орудиями и развивавшие скорость не менее 33 узлов. Не отставала и Германия – верфи фирм «Шихау», «Вулкан», «Германия» перешли на серийное строительство эсминцев с паровыми турбинами, котлы которых имели смешанное отопление (уголь и нефть), вооружение состояло из 2-88-мм орудия и 2-3 ТА, а скорость хода достигала 33 узлов.

Минный крейсер «Пограничник» - представитель эсминцев типа «Доброволец»
Минный крейсер «Пограничник» - представитель эсминцев типа «Доброволец»

В свете этой информации, а также при наличии опыта использования эсминцев и миноносцев в годы русско-японской войны можно только удивляться, что в 1907 году Морской генеральный штаб (МГШ) российского флота предлагал строительство для Балтийского моря 72 малых миноносцев (до 100 т) и только 18 больших миноносцев (700 т). К счастью для российского флота это предложение не прошло.

Британский эсминец «Гурха» (тип «Трайбл»)
Британский эсминец «Гурха» (тип «Трайбл»)

Однако обстоятельства сложились таким образом, что, несмотря на наличие разных взглядов на облик будущего эсминца для российского флота, благодаря деятельности «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования» по проекту Путиловского завода был построен и в 1913 году введен в строй флота эсминец «Новик». Это было практически революционным событием – эсминец «Новик» стал первым отечественным кораблем с паротурбинной силовой установкой, работавшей только на жидком топливе, при этом обладал мощным артиллерийским и торпедным вооружением. Его проект стал основой для развития эсминцев русского флота в последующие годы. В этой статье не будем подробно рассматривать, как шел процесс проектирования и строительства этого замечательного корабля, о нем написано достаточно много. Поэтому только отметим, что ввод в строй «Новика» фактически утвердил облик эсминца, который был нужен флоту, и в дальнейшем строительство новых кораблей было развернуто на основе данного проекта. При этом заметим, что, развертывая строительство «новиков» для Балтийского и Черноморского флота, МГШ не ограничился простым копированием проекта (проектной документации) эсминца «Новик», а предложил заводам, участвовавшим в конкурсе на строительство новых кораблей, представить собственные проекты, которые затем могли бы реализовать.

Эскадренный миноносец «Новик» - корабль нового типа
Эскадренный миноносец «Новик» - корабль нового типа

Согласно Малой судостроительной программе 1908-1912 годов для Балтийского флота были выделены средства только для строительства четырех линкоров типа «Севастополь», в то время как для Черноморского флота предполагалось (по отдельному закону «Об ассигновании средств на усиление Черноморского флота» 1911 года) построить три линкора и 9 эсминцев типа «Новик». Таким образом первые серийные «новики» стали строиться именно для Черноморского флота. Для справки, к началу Первой мировой войны в составе Черноморского флота насчитывалось всего 17 эскадренных миноносцев, большинство из них устаревших проектов: 4 эсминца типа «Сокол», 9 эсминцев типа «Лейтенант Пущин» и 4 эсминца типа «Лейтенант Шестаков» (бывшие минные крейсера типа «Доброволец»).

Эсминцы «Лейтенант Пущин» - основа минных сил ЧФ России перед Великой войной
Эсминцы «Лейтенант Пущин» - основа минных сил ЧФ России перед Великой войной

Работы по подготовке технического задания на новые эсминцы и проработке различных проектов были начаты задолго до выделения средств на постройку кораблей. В период с 1907 по 1909 годы под руководством Морского технического комитета (МТК) было рассмотрено несколько проектов, представленных отечественными заводами и иностранными фирмами.

Так к 1909 году новый эсминец, по мнению МГШ, должен был представлять собой корабль водоизмещением около 1 000 т с паротурбинной установкой и скоростью хода до 35 узлов. Артиллерийское вооружение должно было включать два 120-мм/45 орудия и 4 пулемета; торпедное – три двухтрубных торпедных аппарата. Требования по мореходности включали в себя способность корабля идти со скоростью 12 узлов при ветре в 8-9 баллов. В качестве главной энергетической установки предлагалось использовать турбины Парсонса, Кертиса (Кертиса-АЕГ), Цоелли, Мельмс-Пфенинге и Рато; котлы – Норманн, Ярроу, Торникрофт или Уайт-Форстер. Интересно, что допускалось как нефтяное отопление котлов, так и смешанное.

Эсминец «Амазон» (тип «Трайбл») – прототип для русского эсминца
Эсминец «Амазон» (тип «Трайбл») – прототип для русского эсминца

Один из конкурсов на лучший эскизный проект эсминца был утвержден в феврале 1909 года, в нем приняли участие петербургские Адмиралтейский, Металлический и Невский заводы, Завод «Крейтон и Ко», «Общество судостроительных механических и литейных заводов» в Николаеве (ОСМиЛЗ), завод «Ланге и сын» (Рига). Кстати, проект ОСМиЛЗ был подготовлен с участием английской фирмы «Торникрофт», его разработали на основе эсминцев «Амазон» и «Нубиэн», вошедших в состав британского флота.

Итоги конкурса были подведены летом 1909 года, но победитель не был определен, так как МТК признал все проекты неудовлетворительными, забраковав их из-за невыполнения требований по мореходности и остойчивости. При этом в лучшую сторону именно по данному показателю был отмечен проект ОСМиЛЗ, подготовленный с участием британской фирмы «Торникрофт», но он имел серьезные недостатки по другим позициям. В тот период наилучшим был признан проект Металлического завода, который характеризовался удачной конструкцией корпуса, высокой скоростью хода (35-37 узлов) и мощным торпедным вооружением (6х2 ТА).

Эсминец «Инженер-механик Дмитриев» - неудачная попытка учесть опыт войны
Эсминец «Инженер-механик Дмитриев» - неудачная попытка учесть опыт войны

Конкурс 1909 года и решения МТК послужили основой для дальнейших работ по подготовке проекта русского турбинного эсминца. Это коснулось в первую очередь усиления торпедного вооружения проектируемых эсминцев (до шести двухтрубных ТА) и изменения артиллерийского – замене двух 120-мм орудий на два 102-мм/60 орудия Обуховского завода. В результате Металлический завод (лидер предыдущего конкурса) продолжил разработку эскизного проекта, и к весне 1910 года на рассмотрение Морского министра был представлен доработанный проект эсминца с улучшенными мореходными качествами и усиленной прочностью корпуса. Измененный проект предполагал строительство эсминца водоизмещением 1 025 т с увеличенной осадкой, скоростью 35 узлов и вооружением из двух 102-мм орудий и шести двухтрубных 450-мм торпедных аппаратов. Однако и на этот раз строительство кораблей было отложено из-за отсутствия финансирования, но история на этом не закончилась .....

Окончание следует.....

Источники: Афонин, Н. Миноноски российского флота/ Н.Н.Афонин, В.В.Яровой // Мидель-шпангоут, № 4 – 2002.- 52 с.Часть 2. /В.К.Лукин. – СПб: Остров, 2012.-288 с.; Афонин, Н. Эскадренные миноносцы типа
«Лейтенант Шестаков» / Н.Н.Афонин // Мидель-шпангоут, № 34 – 2013.- 102 с.; Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918. Справочник по корабельному составу/С.А.Балакин // Морская коллекция, № 4 (33) –
1995. – 32 с.; Граф, Г. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию /Г.К.Граф.- СПб: Гангут, 1997. – 488 с.; Заблоцкий, В. Первые «новики» Черноморского флота. Эсминцы типа «Дерзкий» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий //Морская кампания, № 8(21) – 2008.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Счастливый» /В.П.Заблоцкий //Морская кампания, № 4(49) – 2012.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Фидониси» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий // Морская коллекция, № 2(161) – 2013.- 32 с.; Мельников, Р. Первые русские миноносцы
/Р.М.Мельников. – СПб: Корабли и сражения, 1997. – 192 с.; Мельников, Р. Эскадренные миноносцы типа «Доброволец» /Р.М.Мельников. – Москва:
Яуза-пресс, 2018. – 176 с.; Степанов,Ю. Эскадренный миноносец «Новик»
/Ю.Г.Степанов, И.Ф.Цветков.- Л: Судостроение, 1981.- 224 с.; Усов, В. Эскадренный миноносец «Новик»/В.Ю.Усов // Мидель-шпангоут, № 1 – 2001.-38 с.; Чернышев, А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 224 с.; Чернышев, А. Русские суперэсминцы. Легендарные «Новики». – М: Яуза, ЭКСМО, 2011.– 176 с.; Чернышев, А. Эсминцы типа «Новик». Лучшие
эсминцы Первой мировой. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2018. – 224 с.

Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", )). Материалов там пока мало, так как нет читателей, но будет спрос - будет и предложение. Ну а нет- значит нет.