Задрафтованный 19-м в общем зачете в 1989 году, Олаф “Оли” Колциг стал одним из самых знаковых игроков "Вашингтон Кэпиталз" за свою 19-летнюю профессиональную карьеру.
После игры в "Нью-Вестминстер Брюинз" и "Три Сити" в WHL Колциг сыграл 711 матчей за "Кэпиталз", побив все рекорды вратарей франшизы и вывел "Вашингтон" в его первый финальный матч Кубка Стэнли в 1998 году.
“Очевидно, что выход в финал Кубка Стэнли - мое любимое воспоминание, - сказал Колциг, - но победа в 6-м матче в Баффало и победа в Конференции - это было грандиозно. К сожалению, это была наша последняя победа в сезоне, так как в финале мы проиграли ”Детройту" четыре раза подряд, но это был мой прорывной год, так что он всегда будет особенным".
В том сезоне Колциг сыграл 64 матча с показателями 33-18-10, а "Кэпс" финишировали четвертыми на Востоке, прежде чем показать отличный коэффициент 1,95 гола в среднем за игру и 94,1% спасений в плей-офф. Это закрепило место вратаря в сердцах фанатов и стало поворотным моментом для Колцига.
“В предыдущие годы я боролся за постоянство и ни разу не смог занять место вратаря номер один, - сказал он, - но тот сезон стал для меня прорывным и помог утвердиться в НХЛ”.
Несмотря на то, что он добился большего, первые матчи в НХЛ – это нечто особенное для каждого игрока, и для Колцига это не было исключением.
“Моя первая игра в НХЛ состоялась в Хартфорде в октябре 1989 года, и это стало для меня полной неожиданностью”, - сказал Колциг. “Это был год, когда я был задрафтован, и в то время у меня не было никаких мыслей о том, чтобы выступать в НХЛ. Мне было 19 лет, и я просто хотел произвести впечатление, но я попал в команду прямо из лагеря. Очевидно, что для меня это было большим моментом”.
Колциг сыграл еще одну игру в том сезоне, прежде чем вернуться в "Три Сити Америкэнз", где он теперь является одним из владельцев. Но прошло еще три года, прежде чем он снова попробовал себя в НХЛ, сыграв один период в сезоне 1992/93.
В следующем году, когда ему было 22 года, Колциг сыграл семь матчей за "Вашингтон", но большую часть сезона провел в Американской хоккейной лиге с "Портлендом", где помог "Пиратам" выиграть Кубок Колдера, выиграв трофей Джека А. Баттерфилд как MVP плей-офф. Но только в сезоне 1994/5 он впервые почувствовал вкус успеха в составе "Кэпиталз".
“Моя первая победа над ”Айлендерс" в 94-м году была огромной, потому что это заняло так много времени", - сказал он. “После первого успеха в НХЛ в 1989 году мне потребовалось некоторое время, чтобы вернуться туда. Поэтому, когда я все-таки вернулся, я действительно оценил это".
“Я с гордостью могу сказать, что никогда не пропускал тренировки, никогда не пропускал игры. Я всегда беспокоился о том, что кто–то другой займет мое место, поэтому я хотел убедиться, что произвел впечатление на тренеров и руководство - что я "тот самый парень". Так что эта первая победа имела огромное значение для меня”.
Колциг зарекомендовал себя как №1 команды и выиграл Везина Трофи в 2000 году, выиграв 41 матч, помогая "Вашингтону" выиграть в своем дивизионе. Но была и еще одна награда, которая запомнилась Колцигу.
“Год, когда я получил премию Кинга Клэнси (2006) за лидерство на льду и вне его, был, вероятно, вершиной для меня”, - сказал он. “В конце твоей карьеры тебя будут больше помнить за то, что ты делаешь вне льда и за то, какой ты человек. Так что получить эту награду в тот же год, когда скончался мой отец, это много значило, потому что он и моя мама очень гордились бы сыном, которого они вырастили”.
Усилия Колцига вне льда стали так же хорошо известны, как и его подвиги на льду; и вместе с хорошим другом Байроном Дефо и Скоттом Мелланби он основал программу "Атлеты против аутизма", чтобы помочь повысить узнаваемость и финансирование исследований, лечения и образования в области аутизма.
“К сожалению, организация ”Атлеты против аутизма" распалась несколько лет назад, когда страна пережила рецессию", - сказал Колциг. “Все благотворительные организации очень сильно пострадали, и нам, к сожалению, пришлось закрыть программу”.
“Одним из положительных результатов этого стало то, что незадолго до окончания программы мы смогли пригласить гольфиста Эрни Элса. И поэтому Эрни являлся одним из их главных послов – мы очень гордимся тем, что это удалось сделать”.
В 2004 году Колциг основал Фонд Карсона Колцига в честь своего сына. Базирующийся в штате Вашингтон фонд уже более десяти лет помогает местному сообществу.
“Мы создали центр аутизма в регионе Колумбия-Вэлли штата Вашингтон и собрали более 1,2 миллиона долларов за 11 лет, прошедших с момента основания. Я очень горжусь этим”.
За свою 19-летнюю профессиональную карьеру Колциг стал одним из самых уважаемых вратарей в НХЛ. Учитывая высокую конкуренцию за места, Колцигу повезло, что он получал такую хорошую поддержку от тренеров на протяжении всей своей карьеры.
“Очевидно, что давний тренер вратарей "Кэпиталз" Дейв Прайор занимает краеугольное место в моей карьере. Митч Корн был моим первым профессиональным тренером вратарей и он помог мне создать основу, помог мне стать более последовательным, но Дейв, вероятно, оказал на меня самое большое влияние”, - сказал Колциг.
“Я крупный парень ростом 190 см и весом 102 кг, но я был довольно спортивным для своего размера. Я не рассчитывал на большую скорость. Я пришел к мнению, что бросок мимо ворот так же хорош, как и спасение. Возможно, вы не отметите это в протоколе, но правильная позиция и хорошая работа ног позволяли мне занимать позиции, которые заставляли игроков промахиваться мимо ворот”.
Несмотря на то, что временами это казалось легко, Колциг не достиг бы таких вершин игры без усердной работы, и, в частности, была одна область, которую он считает ключевой для того, чтобы стать успешным вратарем.
“Для меня, как для большого парня, одной из самых важных вещей, над которыми я работал, была работа ногами. И я думаю, что это самый важный навык для молодых вратарей”, - сказал он. “Когда вы начинаете играть в хоккей, если вы не нападающий или защитник на раннем этапе, вам иногда может немного не хватать мастерства катания на коньках. Чтобы иметь возможность передвигаться в воротах, как это делают сейчас парни двигаясь из стороны в сторону, жизненно важна работа ног. Так что это стало тем, на чем я сосредоточился больше всего - это правильный выбор позиции”.
Введенный в Зал славы ECHL в 2010 году, Колциг стремится подчеркнуть необходимость сохранения баланса.
“Это тонкая грань. Этим летом я работал в нескольких вратарских школах, и мое последнее послание детям всегда одно и то же – прежде всего, вы должны получать удовольствие”.
Сейчас, когда молодым вратарям доступно так много ресурсов, легко увязнуть в новейших техниках и методах обучения; но Колциг не хочет, чтобы молодые вратари забегали вперед.
“Конечно, наступит момент, когда вам придется принять решение – "Это то, чем я хочу заниматься?" – и когда вы доживете до этого момента, вам, очевидно, придется отнестись к вещам немного серьезнее, стать более сосредоточенным на тонкостях амплуа,” сказал Колциг. “Но в юном возрасте я всегда говорю им: "Сейчас главное - повеселиться”."
Еще один совет Колцига начинающим вратарям также прост.
“Тяжелая работа на тренировках. Многое можно сказать о хорошей трудовой этике, и ваши товарищи по команде будут уважать вас за это. Игроки будут работать немного усерднее, если увидят, что вы серьезно относитесь к тренировкам на льду”, - сказал он. “Когда они станут старше, если захотят относиться к игре немного серьезнее, я уверен, что они будут заниматься с тренером вратарей или в школе вратарей. Тренеры сейчас очень хорошо образованы и, похоже, преподают много хороших основ”.
Как человек, который научился своему ремеслу в 1980-х годах, Колциг видел много изменений в том, как преподается и оценивается это амплуа. С изменениями в экипировке, технике и поддержке, которую получают вратари, вратарская работа сейчас сильно отличается от того времени, когда Колциг дебютировал в 1989 году.
“Я определенно думаю, что сегодняшние вратари - потрясающие спортсмены. Им правда приходится быть таковыми. Игра стала намного быстрее, а игроки стали намного крупнее и сильнее. Единственное, что не изменилось, - это размер катка”, - сказал он. “Теперь вратари должны быть спортсменами мирового класса. Когда я ворвался в лигу в 1989 году, позиция уже начала в некотором смысле эволюционировать. Вратари уже тогда становились более спортивными. Но теперь дети тренируются 12 месяцев в году, у них есть индивидуальные тренеры и тренеры вратарей. У меня не было официального тренера вратарей до моего третьего года профессиональной игры в Рочестере”.
С постоянно растущим числом тренеров вратарей во взрослых и юниорских клубах и растущей базой знаний во всем вратарском сообществе, легко играть по методичке, но Колциг считает, что вратарское амплуа по-прежнему означает нечто большее, чем просто изучение руководства.
“Вратарство стало намного более техничным, но я думаю, что некоторые великие игроки лиги не только хороши технически, но и играют с отличным чутьем”, - сказал он. “Вы посмотрите на Хенрика Лундквиста, Джонатана Куика и Туукку Раска, они просто безупречны в том, как они играют в воротах. У них отличные инстинкты, и в сочетании с их техникой и атлетизмом именно так они и делают спасения. Учитывая все то, что дети сейчас получают от тренеров; если они смогут убедиться, что продолжают использовать свои инстинкты, а не просто становятся роботами, у них будет больше шансов на успех и более долгую карьеру”.
И Колциг приложил руку к тому, чтобы помочь следующему поколению "Кэпиталз" достичь этого успеха, вступив в должность тренера по профессиональному развитию с франшизой в 2014 году после работы тренером вратарей команды в НХЛ в прошлом сезоне.
“Я сделал шаг назад от тренерской работы, но я все еще связан с клубом”, - сказал он. “В настоящее время я отвечаю за профессиональное развитие, а это значит, что я беру всех молодых ребят, которые перешли из юниоров, колледжей или из Европы, чтобы стать профессионалами. Это часть моей работы - научить их, как приспособиться к профессиональному образу жизни, и помочь им стать лидерами и хорошими профессионалами".
“Я с нетерпением жду начала тренировочного лагеря, потому что считаю, что очень важно работать с этими молодыми ребятами и направлять на правильный путь с самого начала. Потому что тогда у организации будут потрясающие дети, потрясающие лидеры на долгие годы вперед”.
Колциг также принимал участие в двух Олимпийских играх и чемпионате мира, представляя Германию 18 раз. Колциг играл в Нагано в 1998 году, а затем снова в Турине в 2006 году и дорожит опытом, который дали ему эти два турнира.
“Быть частью чего–то, что существует так долго, общего олимпийского опыта, истории и сказать, что ты был олимпийцем - это действительно честь”, - сказал он.
“Я бы с удовольствием посмотрел, как игроки НХЛ участвуют в Олимпиаде, игрокам это нравится, но в равной степени, находясь сейчас по другую сторону баррикад, я могу понять, почему руководство не хочет отправлять своих игроков”, - сказал он. “Если они решат вернуть Кубок Мира, я думаю, что это была бы отличная замена. У вас по-прежнему будут все величайшие игроки мира, представляющие свою страну. В любом случае, я не думаю, что публика проиграет”.