Главная проблема городского велопроката: вы приезжаете на станцию, чтобы оставить велосипед и побежать по делам дальше, а там нет свободных мест. Потеря времени и жуткая фрустрация гарантированы. В Нью-Йорке решение этой проблемы переложили на самих пользователей — и очень удачно.
Bloomberg рассказывает историю 58-летнего Ричарда Денниса из Нью-Йорка, который вот уже девять месяцев занимается тем, что перемещает велосипеды местного проката Citi Bike с более загруженных станций туда, где их не хватает. За то время он совершил 15 тысяч поездок, провел на велосипеде 920 часов и проехал 8,6 тысяч километров. А еще — заработал 3 тысячи долларов.
Системой Citi Bike, а также городскими прокатами в некоторых других городах США, управляет компания Lift, которая ввела программу “велоангелов” (Bike Angel). Приложение проката показывает, где велосипедов скопилось слишком много и где их не хватает, и предлагает пользователям вознаграждение за их перераспределение. Чем сильней дисбаланс, тем выше плата.
С января 2021 Lift, по словам его сотрудников, потратил на такие вознаграждения семизначную цифру, но это все равно на 80% дешевле, чем перемещать велосипеды силами сотрудников компании. Одновременно выбросы углекислого газа в атмосферу, по данным компании, снижаются на 500 тонн в год (централизованное перераспределение велосипедов предполагает, что их возят на фургонах).
Деннис, который тридцать лет занимал руководящие посты в банке, стал “ангелом” после выхода на пенсию. Он брал велосипед, чтобы поисследовать Нью-Джерси, а потом неожиданно обнаружил, что выполняет работу “ангела”, зарабатывая себе на бесплатные поездки и годовую подписку, которая стоит 185 долларов. Он начал целенаправленно ездить в Нью-Йорк, где спрос на помощь ангелов еще выше. Оказалось, что заработанные баллы можно потратить на сувениры вроде бутылки для воды или перчатки, и Деннис, по его признанию, “подсел”. Сейчас он входит в топ-10 нью-йоркских “велоангелов”. Всего в городе 44 тысячи таких энтузиастов и лучший из них заработал в июне 2022 года 4 799 долларов.
Программа “велоангелов” Lift основана на принципах поведенческой экономики. Идея в том, чтобы с помощью незначительных поощрений стимулировать альтруистическое поведение людей и направить их энергию на какое-то общественно полезное дело. Bloomberg приводит несколько других примеров такого подхода. Например, власти города предлагаю присылать им видео коммерческих автомобилей, работающих на холостом ходу больше трех минут — за это активисты получают 25% от штрафа за такое нарушение; один товарищ так заработал 36 тысяч долларов.
Некоммерческая организация Documenters, которая стремится сделать работу государственных органов более прозрачной, ищет добровольцев, чтобы конспектировать обсуждение на разного рода общественных встречах. Это стоит минимум долларов 54 за одно мероприятие. Координатор проекта Макс Резник говорит, что обучил уже сотни волонтеров, которые задокументировали 2 300 собраний. Сам Резник при этом входит в число “велоангелов” и накатал с этой целью 2 600 поездок по Нью-Йорку.