В первой части мы разобрали три основных цвета красный, синий, жёлтый, сейчас же пришло время затронуть производные от них и проследить историческое шествие моды.
Цветовой замес часть 1 читать тут
Зелёный от светлого до тёмного
Предположительно у нас название произошло от общеславянского и древнерусского «зель», «зелень, озимь» означающие «растение, злак».
Бирюзовый, гороховый, огуречный, изумрудный, лайковый, салатовый, малахитовый, фисташковый, травяной, хаки, оливковый.
Зелёный-это промежуточный (дополнительный) цвет между жёлтым и синим. От того какого компонента в составе красителя, зависит выразительность.
Зелёный всегда был естественным природным цветом и отражал жизнь, молодость, чистоту, особенно светлые оттенки.
Так в период Готики 12-13 век, когда окрашивание стало насыщеннее и более стойкое применялись тёмные ткани. А травяной и светлые тона в женском и мужском наряде означали влюблённость и весеннюю радость. У молодых людей это мог быть головной убор, рукава, у женщин котта или сюрко, вышивка, оборки.
В 13-14 в., зелёный использовался в одежде рыцарей как символ героизма, победы, а в женском гардеробе ассоциировался с материнством и новой жизнью.
Столетия характеризуются темным зелёным, приближенному к чёрному. Светлые оттенки исключается под влиянием религии,проводя параллели с нечестью, земноводными животными, выдуманными существами, ведьмами и т.д.
В период 15-16 века отношение к зелёному перешло в негативное, его старались мало применять в костюме. Что можно заменить на картинах того времени.
17 столетие с изобретением сектора, зелёный стал одним из приоритетных цветов на который обратили внимания учёные.
Например, Людовик XIII, как и его отец Генрих IV, был склонен к зелёному цвету, а вот кардинал Ришелье относился отрицательно. Из за суеверий и религиозных веяний считая, что этот тон приносит несчастья. О чем не однократно говорил королю, ограждая от всех оттенков зелёного.
И уже в 18 в., стали входить в моду природные мотивы, костюм стал украшаться живыми искусственными растениями, вышивкой с орнаментом.
В ту пору применимы были всякие оттенки зелёного, с примесью жёлтого, красного, синего, тем самым создавая новые тона.
На рубеже 18 и 19 эры, зелёный становится символом свободы, надежды, нового времени, перемен. А к концу 19 века набирает обороты не только в костюме, но и в интерьере домов, окружающих вещах, считаясь умиротворяющим, создающим комфорт и спокойствие.
Оранжевый от светлого до тёмного
Так же как и зелёный дополнительный, сочетает в себе 2 основных цвета жёлтый и красный.
Название пришло из старофранцузского «orange» — апельсин, в европейских языках первое упоминание 1502 год.
Абрикосовый, аврорный, апельсиновый, лисий, мандариновый, морковный, персиковый, медовый, ржавый, рыжий, рудой.
Своё самостоятельно место на палитре, занял в 18 веке, до этого был интерпретацией красного (алого) или жёлтого.
В первом и начале 2 тысячелетия в оранжевым окрашивали ткани так же как и в жёлтый, получая оттенки темнее, светлее, насыщение (это шафран, церва, охра).
В 15-16 столетиях когда в Европейские страны завезли апельсин, который обладал особым ароматом, сочностью, вкусом, оранжевый цвет стал популярен и в одежде. С начало знатных и богатых людей, а потом простых. В эпоху возрожден
К 17-18 веку с изобретением более стойких красителей оранжевый не сошёл с дистанции, а наоборот обзавёлся насыщенными тонами. Так охравый, рыжевато-коричневый, оттенки осенней листвы стали дополнять костюм того времени.
В 19 и 20 в., оранжевый стал частью наряда, конкурируя по яркости с красным.
Фиолетовый от слабого до сильного
Заимствовано в русский язык в XVIII в. Из французского «violet» производное от названия цветка фиалки. (violette, viole ).
Сочетание красного + синего, так же промежуточный цвет и дополнительный к основным.
Лиловый, лавандовый, сиреневый, сливовый, баклажановый, амарантовый, фуксии, виноградный.
Со времён античности фиолетовый называли пурпурным, для окрашивания применяли моллюсок выловленных в море. Пигмент был стойкий и в зависимости от ткани и обработки давал цвет от красного до чёрного который в добавок въедался не равномерно, в эту палитру переливов входил и фиолетовый.
Позже окрашивать стали цветками марены, где особым образом протравливалась ткань давая не только синий, но и фиолетовые оттенки.
Так как он вальсировал между синим и красным, его причисляли к этим тонам, а в 12 веке из-за насыщенности к чёрному.
В 12-14 столетии в некоторых странах фиолетовый в одежде стал траурным, при смерти знатного человека.
До 15-16 века этот цвет шёл рядом с синим, делая последний благороднее.
Так протестантская церковь в этот период пыталась избавится от ярких тонов (красный, жёлтый, оранжевый) заменив их более строгими (зелёный, коричневый, синий).
И уже в 16 веке костюм фиолетового цвета стал королевским, добавляя силуэту благородства, глубины и строгости.
В 17 веке (1666 год) Исааком Ньютоном был открыт цветовой спектр и восприятие, стало известно, что фиолетовый это сочетание красного и синего, а не синего и чёрного, как считали ранее.
В тот же период пришло обоснование и светлых оттенков (лиловый, сиреневый, фиалковый и т.д) ими украшалась одежда, создавался орнамент.
В 18-19 веке в моде разнообразие цветов и фиолетовый от светлого до тёмного дополняет женский и мужской костюм.
А. И. Куприн в начале прошлого столетия зафиксировал наблюдение: «А что касается фиолетового цвета, то этого цвета русский народ совсем не знает и нигде не употребляет. Лиловый он ещё понимает по сирени, да и то говорит не сиреневый, а синелевый».