Найти в Дзене

Цветовой замес через века (2 часть)

Оглавление

В первой части мы разобрали три основных цвета красный, синий, жёлтый, сейчас же пришло время затронуть производные от них и проследить историческое шествие моды.

Цветовой замес часть 1 читать тут

Зелёный от светлого до тёмного

Предположительно у нас название произошло от общеславянского и древнерусского «зель», «зелень, озимь» означающие «растение, злак».

Бирюзовый, гороховый, огуречный, изумрудный, лайковый, салатовый, малахитовый, фисташковый, травяной, хаки, оливковый.

Зелёный-это промежуточный (дополнительный) цвет между жёлтым и синим. От того какого компонента в составе красителя, зависит выразительность.

Зелёный всегда был естественным природным цветом и отражал жизнь, молодость, чистоту, особенно светлые оттенки.

Миниатюры "Манесского кодекса" начало 14 века
Миниатюры "Манесского кодекса" начало 14 века

Так в период Готики 12-13 век, когда окрашивание стало насыщеннее и более стойкое применялись тёмные ткани. А травяной и светлые тона в женском и мужском наряде означали влюблённость и весеннюю радость. У молодых людей это мог быть головной убор, рукава, у женщин котта или сюрко, вышивка, оборки.

Состязание министрелий в честь прекрасных дам. Манускрипт. 14 век
Состязание министрелий в честь прекрасных дам. Манускрипт. 14 век

В 13-14 в., зелёный использовался в одежде рыцарей как символ героизма, победы, а в женском гардеробе ассоциировался с материнством и новой жизнью.

Столетия характеризуются темным зелёным, приближенному к чёрному. Светлые оттенки исключается под влиянием религии,проводя параллели с нечестью, земноводными животными, выдуманными существами, ведьмами и т.д.

Ганс Малер. Мария Бургундская 15 век
Ганс Малер. Мария Бургундская 15 век

В период 15-16 века отношение к зелёному перешло в негативное, его старались мало применять в костюме. Что можно заменить на картинах того времени.

17 столетие с изобретением сектора, зелёный стал одним из приоритетных цветов на который обратили внимания учёные.

Антуан, Луи и Матье Ленен, 1640
Антуан, Луи и Матье Ленен, 1640
Например, Людовик XIII, как и его отец Генрих IV, был склонен к зелёному цвету, а вот кардинал Ришелье относился отрицательно. Из за суеверий и религиозных веяний считая, что этот тон приносит несчастья. О чем не однократно говорил королю, ограждая от всех оттенков зелёного.
Портрет Людовика XIII (1635) работы Филиппа де Шампаня. Портрет королевы Анны (ок. 1620-1625) работы Рубенса
Портрет Людовика XIII (1635) работы Филиппа де Шампаня. Портрет королевы Анны (ок. 1620-1625) работы Рубенса

И уже в 18 в., стали входить в моду природные мотивы, костюм стал украшаться живыми искусственными растениями, вышивкой с орнаментом.

В ту пору применимы были всякие оттенки зелёного, с примесью жёлтого, красного, синего, тем самым создавая новые тона.

Алексис-Симон Белль портрет мужчины 1712 г
Алексис-Симон Белль портрет мужчины 1712 г

На рубеже 18 и 19 эры, зелёный становится символом свободы, надежды, нового времени, перемен. А к концу 19 века набирает обороты не только в костюме, но и в интерьере домов, окружающих вещах, считаясь умиротворяющим, создающим комфорт и спокойствие.

Адольф Тир - Портрет мечтательной молодой женщины в зеленом полосатом платье, Case (1850)
Адольф Тир - Портрет мечтательной молодой женщины в зеленом полосатом платье, Case (1850)

Оранжевый от светлого до тёмного

Так же как и зелёный дополнительный, сочетает в себе 2 основных цвета жёлтый и красный.

Название пришло из старофранцузского «orange»апельсин, в европейских языках первое упоминание 1502 год.

Абрикосовый, аврорный, апельсиновый, лисий, мандариновый, морковный, персиковый, медовый, ржавый, рыжий, рудой.

Своё самостоятельно место на палитре, занял в 18 веке, до этого был интерпретацией красного (алого) или жёлтого.

В первом и начале 2 тысячелетия в оранжевым окрашивали ткани так же как и в жёлтый, получая оттенки темнее, светлее, насыщение (это шафран, церва, охра).

"Средневековые воины". Гобелен Матильты из Байа. 12 век
"Средневековые воины". Гобелен Матильты из Байа. 12 век
В 15-16 столетиях когда в Европейские страны завезли апельсин, который обладал особым ароматом, сочностью, вкусом, оранжевый цвет стал популярен и в одежде. С начало знатных и богатых людей, а потом простых. В эпоху возрожден
Кристофер Амбер Бильднис дер Фрау дес Ульрих Эхингер, Урсула Мютинг (прим. 1588)
Кристофер Амбер Бильднис дер Фрау дес Ульрих Эхингер, Урсула Мютинг (прим. 1588)

К 17-18 веку с изобретением более стойких красителей оранжевый не сошёл с дистанции, а наоборот обзавёлся насыщенными тонами. Так охравый, рыжевато-коричневый, оттенки осенней листвы стали дополнять костюм того времени.

Жорж Де Латур. Игроки в карты 1635 год
Жорж Де Латур. Игроки в карты 1635 год

В 19 и 20 в., оранжевый стал частью наряда, конкурируя по яркости с красным.

Элизабет Уортон Дрексел, худ. Джованни Больдини 1905 год
Элизабет Уортон Дрексел, худ. Джованни Больдини 1905 год

Фиолетовый от слабого до сильного

Заимствовано в русский язык в XVIII в. Из французского «violet» производное от названия цветка фиалки. (violette, viole ).

Сочетание красного + синего, так же промежуточный цвет и дополнительный к основным.

Лиловый, лавандовый, сиреневый, сливовый, баклажановый, амарантовый, фуксии, виноградный.

Со времён античности фиолетовый называли пурпурным, для окрашивания применяли моллюсок выловленных в море. Пигмент был стойкий и в зависимости от ткани и обработки давал цвет от красного до чёрного который в добавок въедался не равномерно, в эту палитру переливов входил и фиолетовый.

-13

Позже окрашивать стали цветками марены, где особым образом протравливалась ткань давая не только синий, но и фиолетовые оттенки.

1130 год.  Знатные молодые девушки фрагмент росписи Базен
1130 год. Знатные молодые девушки фрагмент росписи Базен

Так как он вальсировал между синим и красным, его причисляли к этим тонам, а в 12 веке из-за насыщенности к чёрному.

1305-1340 год миниатюра Манесского кодекса.
1305-1340 год миниатюра Манесского кодекса.

В 12-14 столетии в некоторых странах фиолетовый в одежде стал траурным, при смерти знатного человека.

До 15-16 века этот цвет шёл рядом с синим, делая последний благороднее.

Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном. 1545 год
Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном. 1545 год

Так протестантская церковь в этот период пыталась избавится от ярких тонов (красный, жёлтый, оранжевый) заменив их более строгими (зелёный, коричневый, синий).

Лукас Крамер старший, Анна Луспиниан 1505 год
Лукас Крамер старший, Анна Луспиниан 1505 год

И уже в 16 веке костюм фиолетового цвета стал королевским, добавляя силуэту благородства, глубины и строгости.

В 17 веке (1666 год) Исааком Ньютоном был открыт цветовой спектр и восприятие, стало известно, что фиолетовый это сочетание красного и синего, а не синего и чёрного, как считали ранее.

Смеющийся рыцарь, Франс Хальс, 1624 г.
Смеющийся рыцарь, Франс Хальс, 1624 г.

В тот же период пришло обоснование и светлых оттенков (лиловый, сиреневый, фиалковый и т.д) ими украшалась одежда, создавался орнамент.

В 18-19 веке в моде разнообразие цветов и фиолетовый от светлого до тёмного дополняет женский и мужской костюм.

-19
А. И. Куприн в начале прошлого столетия зафиксировал наблюдение: «А что касается фиолетового цвета, то этого цвета русский народ совсем не знает и нигде не употребляет. Лиловый он ещё понимает по сирени, да и то говорит не сиреневый, а синелевый».
Портрет Сидонии Деак кисти Дьёрдьи Алайоша, 1861 г., из коллекции Венгерской национальной галереи.
Портрет Сидонии Деак кисти Дьёрдьи Алайоша, 1861 г., из коллекции Венгерской национальной галереи.
Цветовой замес через века (1 часть)
Одежда/ Практикум/ Лекции13 сентября 2022
Костюм как система. Статика и динамика
Одежда/ Практикум/ Лекции10 сентября 2022