Эту красочную, динамичную и саму за себя говорящую сцену Николай Неврев написал в 1893 году.
Название жанровой картины «Увещевание», по нему зритель вполне понимает, что же, собственно, здесь происходит. А если вы еще не догадались – сейчас разберем.
Многие знают, что в 19 веке с разводами обстояло туго. Но ошибочно предполагать, что их вовсе не было. Просто во времена браков, заключенных только в церквях, получить согласие на расторжения союза, благословенного богом, было тяжело.
Женщины, как правило, находились в более уязвленном положении, но это вовсе не значит, что закон их совсем не защищал. Просо в обществе транслировалась мысль о том, что быть разведенной – плохо. А уметь сносить тяготы семейной жизни, быть терпеливой и всепрощающей – хорошо. И это неспроста, ведь в большинстве своем браки расторгались из-за беспутности или жестокости мужчин.
На нашей картине – та же ситуация. Супруги просят развод у священника (расторгались браки там же, где заключались), но духовник не сдается просто так. Веление церкви – сохранить семью во что бы то ни стало.
И он увещевает: вкрадчиво и ласково говорит, держит за руку обоих супругов в честь их примирения между собой, но дело кажется безнадежным. Муж и жена по-разному реагируют на призыв к примирению – муж (который, скорее всего, и является причиной драмы) поднял взгляд на супругу, в них горит надежда на благополучный исход.
Но женщина обиженна и уязвлена. В своем строгом черном, почти траурном одеянии, острой прямой трости зонта да вообще всем видом дама показывает, что не готова мириться дальше с существующим положением вещей. Лицо ее читаемо и эмоции распознаются превосходно.
Прямо за девушкой расположена печь – явный символ домашнего очага, за который она была ответственна и который не получилось уберечь. За мужем на стене – святые тексты в рамках, возможно, символизирующие покаяние.