Экватор Сталинградской битвы — сотый день из 200 — пришёлся на 24 октября 1942. Немцы снова пошли в наступление. 25 октября враг, усилив натиск в заводских районах, вплотную придвинулся к Волге, простреливая наши позиции вдоль и поперёк.
Из боевого донесения Военного совета Сталинградского фронта в Ставку Верховного Главнокомандования: «25.10.42 бой в районе заводов «Баррикады», «Красный Октябрь» отличался исключительной интенсивностью и напряжением обеих сторон. Противник не ослабил удары по району заводов «Баррикады» и «Красный Октябрь», и только благодаря исключительному упорству войск 62-й Армии противнику ценой больших потерь удалось продвинуться между заводами «Баррикады» и «Красный Октябрь», всего на 200-300 метров».
В районе «Баррикад» держала оборону 308-я дивизия генерала Гуртьева. Правда, от дивизии осталось одно название. В донесении командующего 62 Армии генерала Чуйкова по отношению к ней был употреблён термин «остатки», утратившие свою боеспособность.
И всё-таки катастрофически поредевшая дивизия, состоявшая из сибиряков, держалась. 339-й стрелковый полк закрепился на Нижнем посёлке завода «Баррикады». В какой-то момент штаб полка потерял связь со своими подразделениями, окружёнными немцами в развалинах домов.
А куда без связи на войне? Никуда без неё. От проволочной нитки напрямую зависит жизнь и смерть множества людей.
Восстановить её пополз связист. Не вернулся. И связи по-прежнему нет.
Отправился другой. И тоже пропал навеки.
Третьим был сержант Матвей Путилов.
Вот, знай он, что направляется в свой последний путь, пошёл бы?
Не по приказу, а по своей доброй воле? Пошёл бы?
В 19 лет кажется, что легко свернёшь горы в одиночку. А сержанту столько и было — мальчишка совсем. Так что, наверняка бы пошёл. Может, лишь был бы вдвойне осторожнее.
Хотя какая там, к чертям собачьим, осторожность в Сталинграде 1942 года?!
Пуля ударила в плечо почти сразу же. Но сержант не повернул назад. Наверное, и мысли такой не возникло.
Добрался до обрыва проволоки. Оставалось только скрутить концы.
Мина взорвалась почти рядом. Осколок ударил в руку, раздробил кость. Скрутка стала невозможной.
Матвей последним усилием зажал концы проводов в зубах. Ещё сумел крепко стиснуть их, восстановив связь.
И потерял сознание.
Так его и нашли товарищи, перешедшие в атаку. Мёртвым. С проводом в намертво стиснутых зубах.
Сегодня на Мамаевом кургане в ряду памятных плит с именами павших героев Сталинградской битвы есть и его плита — Матвея Мефодьевича Путилова. Отсюда, с главной высоты России, видно далеко окрест.
И Нижний посёлок «Баррикады» — вот он, совсем рядом.
Живёт посёлок…