За свою непродолжительную жизнь в Церкви я прочитал множество духовных книг. Особенно когда только уверовал во Христа. Тогда я читал одного святого отца за другим. Однако, спустя года два таких "читательских марафонов" мне стало это надоедать, ведь святые отцы пишут в основном одно и тоже:
Молись, постись, верь Богу, ходи в Церковь, помни о смерти и вовек не согрешишь и тому подобное.
Можно возразить, мол: "не тем местом сии книги читал. Подобную литературу нужно "читать делами", тогда бы она не наскучила". Согласен, без практики чтение святых отцов не имеет смысла, оно превращается в развлечение и иллюзию духовной жизни. Только заострю наше внимание на другом моменте - духе произведения.
Ведь творчество человека помимо физического результата имеет и дух. Поэтому так губительно для духовной жизни смотреть, слушать, читать что-то, что носит дух "мира сего".
Святоотеческая же литература имеет Дух Божий. Когда мы читаем православного автора, не обязательно его понимать, ведь не всё доходит сразу. Важно уже и то, что мы приобщаемся к тому Духу, которым жил писатель. Это касается и богослужебных текстов. Хорошо бы их русифицировать, однако, важно не столько то, что поется к кондаке и тропаре, а то, каким состоянием хочет поделиться гимнограф с молящимися.
Сегодня "рациональное" активно пытается залезть в православную духовность, оно говорит:
"главное, найти этому объяснение, чтобы человек понял, а за пониманием будет и действие".
Только жизнь восточного христианства строится на мистическом опыте общения со Христом, а не схоластических формулах католических и протестантских богословов.