В первой и второй частях мы рассказали о том, как планировалось строительство железной дороги на Севере страны и чьими руками укладывались рельсы на территории вечной мерзлоты. Что стало с легендарной стройкой – в этой статье. Но прежде, чем мы продолжим, не забудьте подписаться на наш «Дзен» – «Ямал Медиа». Здесь много материалов о жизни на Крайнем Севере, природе Ямала, быте кочевников-оленеводов и удивительных фактах нашей планеты. Подписывайтесь и узнавайте больше нового и интересного!
Главная задача – построить в кратчайшие сроки
Для этого в лагерях ввели даже систему «зачетов». Если заключенные перевыполняли норму на 25%, то день засчитывался за два, а если на 50% – то за три. Кроме того, конвоиры отмеряли длину трассы, которую нужно построить за день. И в конце ставили стол с хлебом, колбасой, спиртом и махоркой. Хотите получить – успевайте.
Суровые климатические и бытовые условия, скудное питание, тяжелый труд – все это приводило к гибели заключенных. За шесть лет было проложено около 1000 км «мертвой дороги». При этом погибло около трех тысяч человек. По одному на каждые три метра.
Все закончилось со смертью Сталина в 1953 году. После этого была объявлена амнистия, по которой получили свободу более миллиона заключенных. Большинство из них работали на стройке. В результате правительство решило приостановить строительство железной дороги, и построенные участки просто оказались заброшенными.
Что стало с легендарной стройкой?
Сегодня участок Чум — Лабытнанги входит в состав Северной железной дороги, а вот пути от Салехарда до Надыма разрушаются. С одной стороны, вечная мерзлота гнет километры рельс, а бараки и прочие строения разрушаются от ветра и дождей. С другой стороны – люди. С недавних пор сооружения 501-й стройки стали привлекать туристов. Любопытствующие уносят с собой миски, ложки и прочие детали быта как сувениры. Также жители близлежащих поселков частично распилили и вывезли бревна, бывшие стенами бараков. Кроме того, случаются и стихийные бедствия. Так, в 1991 году сильный пожар уничтожил несколько лагерей в надымском направлении.
Все меньше остается материальных свидетельств темного наследия ГУЛАГА на Ямале. Однако вычеркнуть или забывать его нельзя. Именно во время этого строительства были освоены северные территории и получены сведения о залежах нефти и газа, давшие начало развитию нефтегазовой отрасли. В память о жертвах 501-й стройки в Салехарде установлен мемориал. Это паровоз серии «ОВ».
Надпись на нем гласит: «...Железный путь на самый край земли был беспощадно судьбами людей уложен… Дела и судьбы не забыты».
Если вам понравился наша статья, поставьте лайк и оставьте комментарий, а также подпишитесь на дзен «Ямал-Медиа» чтобы узнать больше полезного!