Найти тему
ЯМАЛ-МЕДИА

501 стройка: темное наследие ГУЛАГа на Ямале (1 часть)

Оглавление
Dmitriy NDM/ Shutterstock/ Фотодом
Dmitriy NDM/ Shutterstock/ Фотодом

В XX веке посреди тундры развернулось грандиозное строительство. В течение 6 лет десятки тысяч человек трудились над новой железной дорогой. Она должна была пройти от Баренцева моря до Охотского и Чукотки. Официальное название этого масштабного проекта – трансполярная магистраль. Но больше она известна как «Мертвая дорога», «Сталинская» и «Дорога в никуда». Создание Трансполярной магистрали задумали еще в 1928 году. Правда, к реализации смогли приступить только после окончания Великой Отечественной войны. Для сооружения дороги сюда направили заключенных ГУЛАГа, среди них были и жертвы политических репрессий. Общая протяженность железнодорожного полотна от станции Чум до Игарки должна была составить около 1500 километров. Однако в 1953 году все работы были остановлены. Грандиозная стройка так и не была завершена. Почему строительство остановили? Сколько километров успели построить за шесть лет? Что стало с этими участками? Какую ошибку совершили проектировщики Трансполярной магистрали? Ответы на эти вопросы – в нашей статье.

Dmitriy NDM/ Shutterstock/ Фотодом
Dmitriy NDM/ Shutterstock/ Фотодом

Друзья! Прежде, чем мы начнем, не забудьте подписаться на наш «Дзен» – «Ямал Медиа». Здесь много материалов о жизни на Крайнем Севере, природе Ямала, быте кочевников-оленеводов и удивительных фактах нашей планеты. Подписывайтесь и узнавайте больше нового и интересного!

Ivan Semenyuk/ Shutterstock/ Фотодом
Ivan Semenyuk/ Shutterstock/ Фотодом

Первые проекты по строительству северной железной дороги предлагали еще в XIX веке

Недостроенная и заброшенная железная дорога находится на самом севере России. О том, чтобы проложить рельсы здесь, на краю земли, говорили еще до Октябрьской революции. Так, в конце XIX века строительные проекты предлагали купец Михаил Сидоров и предприниматель Александр Сибиряков. А в 1928 году художник Александр Борисов вынес на обсуждение несколько вариантов маршрутов Великого Северного пути. Они должны были пролегать от Мурманска через Котлас и Обь до Татарского пролива. Планировалось, что эта магистраль будет еще одним шагом в освоении северных земель. И после того, как она заработает на полную мощность, собирались возводить еще более северную дорогу – Трансполярную магистраль.

Wirestock Creators/ Shutterstock/ Фотодом
Wirestock Creators/ Shutterstock/ Фотодом

История внесла свои коррективы

Великая Отечественная война показала необходимость укрепления границ на севере. Для этого в 1947 году решено было построить порт на мысе Каменном и подвести к нему железную дорогу. К работам приступили незамедлительно, не завершив полноценные расчеты. Для строительства железной дороги создали специальное подразделение ГУЛАГА – «Северное управление лагерей железнодорожного строительства». Именно оно стало поставщиком рабочей силы для прокладки рельс в Заполярье... Во второй и третьей частях нашей статьи расскажем, как шло строительство, в каких условиях жили заключенные и что сейчас происходит с построенными объектами.

Если вам понравился наша статья, поставьте лайк и оставьте комментарий, а также подпишитесь на дзен «Ямал-Медиа» чтобы узнать больше полезного!