Найти тему
ЯМАЛ-МЕДИА

501 стройка: темное наследие ГУЛАГа на Ямале (2 часть)

Оглавление
Piu_Piu/ Shutterstock/ Фотодом
Piu_Piu/ Shutterstock/ Фотодом

В первой части мы писали о том, как планировалось строительство железной дороги на Севере страны. А сегодня мы расскажем о реализации этих планов. Но прежде, чем продолжим, не забудьте подписаться на наш «Дзен» – «Ямал Медиа». Здесь много материалов о жизни на Крайнем Севере, природе Ямала, быте кочевников-оленеводов и удивительных фактах нашей планеты. Подписывайтесь и узнавайте больше нового и интересного!

Grigorii Pisotsckii/ Shutterstock/ Фотодом
Grigorii Pisotsckii/ Shutterstock/ Фотодом

В первую очередь предстояло построить железную дорогу к устью Оби, чтобы обеспечить свободный выход в северную часть Обь-Иртышского бассейна. После этого планировалось приступить к самому порту. За два года построили три лагеря: в поселках Яр-Сале, Мыс Каменный и Новый Порт.

Olga_Kostrova/ Shutterstock/ Фотодом
Olga_Kostrova/ Shutterstock/ Фотодом

В 1949 году выяснилось, что район Мыса не годится для порта

Дело в том, что акватория Обской губы там слишком мелководная для океанских судов – ее глубина не превышала пяти метров, а у берегов доходила лишь до полутора. В то же время ил и мелкий песок быстро меняли рельеф дна. Чтобы искусственно углубить Обскую губу, предстояло завести миллионы кубометров камня, щебня и песка, а также тысячи тонн металлического шпунта. Но даже этого было бы недостаточно – время от времени дно нужно было бы снова и снова углублять. Поэтому от строительство порта в районе Мыса Каменного было решено отказаться. Как и от дороги к нему.

Ivan Semenyuk/ Shutterstock/ Фотодом
Ivan Semenyuk/ Shutterstock/ Фотодом

Порт решили перенести в район Игарки

Для железной дороги выбрали другое направление: Чум – Лабытнанги – Салехард – Надым – Игарка. Общая протяженность маршрута достигала почти 1500 километров. 501-й участок начинался от Чума, навстречу ему, из Игарки выдвигался 503-й, чтобы соединиться в районе Пура.

В книге «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Солженицын называл 501-ю стройку «полярной Илиадой сталинской эпохи». Он писал: «В дикой тундре, где не ступала нога человека, муравьи–заключенные под конвоем тащат на себе тысячи привезенных бревен и строят причалы, и кладут рельсы, и катят в эту тундру паровозы и вагоны, которым никогда не суждено уйти отсюда своим ходом».
Grigorii Pisotsckii/ Shutterstock/ Фотодом
Grigorii Pisotsckii/ Shutterstock/ Фотодом

Строительные работы велись лагерными заключенными

Они прибывали сюда со всего Советского Союза. Здесь были и ссыльные кулаки, и столичная интеллигенция, и священнослужители. Лагеря стояли примерно через каждые 10-15 километров. По разным данным, в каждом из них содержалось от 500 до 1000-1200 человек. Каждый четвертый лагерь был женским, а в Салехарде действовала колония матери и ребенка и роддом для ссыльных. Существовало и несколько штрафных колоний, в них содержались преступники-рецидивисты. Прибывая на место, заключенные сами строили себе жилье – бараки с земляным полом. Спали на двухъярусных нарах, постельное белье и матрасы были большой редкость. Большинство лагерей не были строгорежимными. Часто территорию даже не огораживали колючей проволокой. Бежать и так было некуда: зимой не пускали лютые морозы, а летом – непроходимые болота и гнус… О темпах строительства и почему оно остановилось читайте в третьей части нашей статьи.

Если вам понравился наша статья, поставьте лайк и оставьте комментарий, а также подпишитесь на дзен «Ямал-Медиа» чтобы узнать больше полезного!