- Это же так интеллигентно, так женственно... вот придут гости - и ты им сыграешь полонез Огинского!
Под такие мамины мечтания в квартире водворилось чудовище с чёрно - белыми зубами - ПИАНИНО!
И первым делом я, дитя совершенно неинтеллигентное (не поймёшь в кого), шарахнула по клавишам всеми десятью пальцами. Инструмент взревел просто восхитительно!
- Нет, нет. Вот пойдём в музыкальную школу - там научат.
А школа в шесть лет - это синоним и символ взрослости! Не пошла - побежала!
И там тоже выслушала рассказ о том, что для приличных детей из приличных семей музыка - это занятие само приличное. Прямо-таки хлеб насущный.
А на экзамене всё оказалось просто! "Отвернись - нажимаю клавишу - повернись - найди эту клавишу". "Простучу карандашом - повтори стук",
"похлопаю в ладоши - похлопай так же". Принята.
Но ожидание чего-то интересного было обмануто сразу же: понадобилось купить нотную разрезную азбуку, научиться называть ноты и длительности, и лишь после этого разбирать простенькие песенки. Казалось бы, пой про себя или вслух - и сыграешь? Нет, это не по правилам "музыкалки", здесь вместо слов надо считать вслух: "раз-и, два -и"...
И это под ежесекундное: сиди прямо, ноги на скамеечку, руки... ну представь себе, что держишь маленький мячик! Вот такой округлой рукой... начни с начала!
Когда, наконец, что-то получается, сил на радость уже не остаётся. К тому, же, оказывается, упражняться дома надо не менее двух часов в день. А если просидишь только час - учительница как-то догадывается!
Мальчиков в школе раза в три меньше, чем девочек. Интересно, почему?
Если уж приходится зубрить "Этюд Гедике № 32", как себя не развлечь, не придумать на него слова? Хоть какое-то разнообразие.
Но родители продолжали считать музыку социальным лифтом. А как же - ведь обучение платное - значит, когда-нибудь окупится. А у работников школы (хотя бы уборщиц или сторожа) дети учатся бесплатно.
Были ли те, кто всё это любил? Или такие гении бывают только на картинах? Вот этого до сих пор не знаю. Талантливые ребята были, это совершенно точно: они начинали играть раньше, чем выучили ноты - на слух!
Но даже они не собирались делать музыку профессией, поэтому мало кто доучился до аттестата. Бросали. Может быть, просто трезво оценивали перспективу? Единственным - неповторимым не стать, а одним из многих - не хочется?
Если можешь развлечь подружек - это уже совсем не мало!
Но на этом, пожалуй, можно и остановиться. Тем более, что собственно игра, "Специальность" - это лишь один из предметов. Музыкальная школа - это действительно вторая школа, по каждому предмету оценки и экзамены. Ритмика - это тоже нужно и важно.
И хор! Разделен коллектив на первые-вторые голоса, и поют... Репертуар этих хоров - отдельная песнь. Век не забуду, как сама выводила вторым голосом:
- Воркута-а-а-а-а! Воркута-а-а-а-а!
Я с тобой замерзал и отта-а-аивал!
Занятия по сольфеджио... на них мы, помимо зубрёжки, пения и дирижирования, ещё и рисовали. Зачем? А для всестороннего развития.
Уметь дирижировать тоже полагалось. А песни для этих упражнений... где их только выкапывала моя полная тёзка Наталья Баева - составитель учебника?!
"На зелёном лугу, их-вох,
Раз нашёл я дуду, их-вох,
То не дудка была, их-вох,
Молодуха была, их-вох!"
Словом, продержали меня, бездаря, два года в подготовительном классе, два года в первом, и из второго, наконец, выгнали.
Перебежала в "художку" и её закончила. А пианино унаследовал брат.
При этом говорить о патологической нелюбви к музыке не приходится - сама потом пыталась освоить балалайку, немецкую дудку...
Когда никто не стоит над душой - оказывается, не так уж и сложно. А главное - интересно!
Бывает, интерес просыпается и тогда, когда пора учить внуков. Нельзя же перед ними бледно выглядеть - они ведь тоже должны быть приличными детьми из приличной семьи...
***
В комментариях меня упрекнули за "провал в памяти" - дескать, дудка была не "молодухой", а "веселухой". Вполне возможно, что для детей подправили - в сборнике народных песен точно "молодуха".
Вообще правки народных песен для "приличной публики" могли бы стать отдельной темой, и очень забавной. Вот, в собственном архиве нашла рассказ о том, как для детей подправили "Во поле берёза стояла":
А уж "Камаринскую" для детей переписали полностью - ни словечка не оставили от народного варианта!
"Мелко написала о Музыке"? Да нет, дорогие читатели, это не о Музыке, а о личном опыте общения бездаря с музыкой.