Как уже говорилось в других сообщениях по истории японской авиации, составить достоверный рейтинг японских асов сегодня практически невозможно. Ведь японцы во время войны не вели официального счета побед своих асов; сбитые вражеские самолеты считались добычей всего подразделения. Самурайские традиции относились к делу уничтожения врага, как к рутинной работе, не требующей ни подсчета поверженных, ни поощрений за выполненный воинский долг. Именно поэтому даже самые результативные асы Японии за все время войны не получили ни одного ордена за свои успехи. Лишь в последние месяцы войны, когда японские города уже уничтожались до основания тяжелыми бомбардировщиками американцев, спохватившееся командование начало поощрять боевыми наградами летчиков, боровшихся с этими «Сверхкрепостями». Так сложился обидный для ветеранов «перекос»: часто выдающиеся асы, воевавшие еще с середины 30-х годов и одержавшие десятки побед, не имели никаких знаков отличия их доблести, а молодые летчики, сбившие всего по 3-5 самолетов, носили высшие ордена империи. Тем не менее, нужно отдать им должное. Бороться на устаревших тихоходных истребителях со слабым вооружением против живучих высотных скоростных четырехмоторных «Сверхкрепостей», поливающих атакующего огнем из десятков крупнокалиберных «стволов», было действительно делом невероятной сложности.
ОРДЕН «БУКОСЁ» - ВЫСШАЯ БОЕВАЯ НАГРАДА ЯПОНИИ
Орден «Букосё» являлся высшей боевой наградой японской империи, по значимости сопоставимой с американской Почетной Медалью Конгресса или английским «Крестом Виктории». Он был учрежден за несколько месяцев до окончания войны и вручался только за выдающиеся заслуги; поэтому орденом было награждено лишь небольшое количество японских военнослужащих.
К концу войны обстановка на фронтах и тяжелейшая ситуация полного технического и количественного превосходства противника привели Японию к катастрофическому положению. Это серьезно подрывало боевой дух японских солдат, в том числе и летчиков, самоотверженно боровшихся с армадами более совершенных вражеских самолетов. Усугубляло превосходство противника и то, что из-за высоких потерь в японских ВВС опытных пилотов становилось все меньше, а основную массу авиаторов страны Восходящего солнца составляли теперь новички, еле обученные «взлету-посадке». Чтобы воодушевить своих летчиков и солдат император Хирохито 7 декабря 1944 года учредил орден «Букосё» (в двух степенях), которым надлежало награждать военнослужащих Японии за особые военные заслуги. Прежде заслуги летчиков отмечались только посмертным присвоением очередного звания; особо геройски погибшие рядовые авиации могли посмертно удостоиться «Кинси Кунсё» (ордена «Золотого Самолета»). Но оставшиеся в живых герои этим «орденом мёртвых» не награждались.
«Букосё» же нарушил японскую традицию награждать только погибших воинов. Этот орден вручался оставшимся в живых героям, совершившим «выдающийся подвиг» (у авиаторов под этим в основном понималось уничтожение со смертельным риском для собственной жизни вражеской «Суперкрепости» или уничтожение большого числа В-29). Первыми кавалерами «Букосё» в авиации стали капитан Macao Итагаки и сержант Мацуми Накано из 244-го Сентая. Оба пилота в ночь на 3 декабря 1944 года сбили таранными ударами по стратегическому бомбардировщику врага. Накано смог посадить свой поврежденный самолет, а Итагаки пришлось прыгать с парашютом.
Сколько всего японских военнослужащих были награждены орденом «Букосё», точно неизвестно: при капитуляции Японии от командования поступил приказ уничтожить все документы о награждениях; приказ дисциплинированными японцами был беспрекословно выполнен. Послевоенные исследователи после многолетних поисков установили, что «Букосё» за 9 месяцев его существования получили не менее 89 человек; подавляющее большинство из них были летчиками, состоявшими в системе ПВО Японских островов; т.е. те, что отличились в боях против «летающих драконов» В-29. Все описанные ниже японские летчики – лучшие охотники на «Крепости» - являются кавалерами ордена «Букосё».
«УБИЙЦЫ ДРАКОНОВ» МОРСКОЙ АВИАЦИИ
СИГЕТОСИ КУДО
Старшина Сигетоси Кудо (1920 – 1960) был одним из первых ночных летчиков-истребителей морской авиации Японии. Именно он заложил основы тактики действий ночников в южной части Тихого океана и одержал первую для японцев ночную победу.
Боцман японского ВМФ Сигетоси Кудо первые месяцы войны был пилотом самолета-разведчика, и совершал разведывательные полеты над Филиппинами и голландскими колониями. Впервые с американскими «Летающими крепостями» морской летчик столкнулся в бою на рассвете 29 августа 1942 года, когда группа В-17 атаковала Рабаул. Находившийся в воздухе Кудо решил попытаться отразить врага. На своем самолете-разведчике он вскарабкался выше «Крепостей», пристроился прямо над строем американских самолетов, и сбросил на них серию малых бомб. На удивление, удар оказался удачным: один В-17 был сбит, а другой поврежден!
Ночные налеты американцев держали японцев в постоянном напряжении. Экипажи же «Крепостей» относились к этим рейдам, почти как к прогулкам: риск быть сбитым сводился к минимуму — в темноте зенитный огонь был не точным, а ночные истребители у японцев отсутствовали вообще. Но весной 1943 японцы установили на двухмоторный дальний разведчик J1N1 «Гекко» (прозванный американцами «Ирвинг») пару 20-мм автоматических пушек (за кабиной пилота под углом к продольной оси). Так появился первый японский ночной истребитель. В мае 1943 испытать эту машину в реальной схватке довелось именно Сигетоси Кудо (на борту самолета находился также наблюдатель лейтенант Акира Сугавара).
21 мая в 3 ч 20 мин в небе Рабаула Кудо одержал первую для японцев ночную победу. Летчик сбил бомбардировщик В-17Е майора Пола Уильямса из 64-й бомбардировочной эскадрильи ВВС США. До наступления рассвета Кудо и Сугавара обнаружили еще один В-17, но не сумели вовремя занять выгодную для атаки позицию, и цель растаяла в темноте. Но через двадцать минут Кудо нашел очередную «Крепость», атаковал и поджег этот В-17Е. На уничтожение двух четырехмоторных бомбардировщиков Кудо потратил в ту ночь 178 снарядов.
На протяжении июня 1943 г. Кудо сбил еще пять «Летающих Крепостей». Самой удачной для него стала ночь на 26 июня, когда Кудо сбил два В-17 из состава 65-й бомбардировочной эскадрильи. Последнюю подтвержденную ночную победу Кудо одержал 7 июля 1943 г., уничтожив прямо над аэродромом Буин двухмоторный бомбардировщик «Гудзон».
В феврале 1944 Кудо отозвали в Японию. До мая 1945 Сигетоси Кудо воевал в составе авиагруппы Йокосука, пока не получил тяжелое ранение, которое вывело его из строя до конца войны, а через несколько лет не стало причиной преждевременной смерти летчика.
Общий счет за войну произведенного после ранения в младшие лейтенанты Сигетоси Кудо составил 9 подтвержденных побед, 8 из которых были одержаны над четырехмоторными «Крепостями».
ЮКИО ЭНДО
Лейтенант Юкио Эндо (1915 – 1945) считался в морской авиации ведущим «убийцей В-29»; кроме того, Юкио входил в число пионеров использования ночных истребителей. Даже критично настроенные к японским асам американские исследователи признают, что Эндо сбил 8 В-29.
С довоенного времени и до конца 1942 г. Юкио в летной школе обучал полетам новичков. Но в январе 1943 Эндо получил назначение в 251-ю разведывательную авиагруппу, базировавшуюся на Порт-Морсби. Пилотов этой авиагруппы возмущало то, что американские бомбардировщики В-17 совершали безнаказанные ночные налеты на соседний остров Рабаул – стрельба японских зениток в темноту была совершенно безрезультатной. В стремлении помешать этим налетам командир авиагруппы капитан Ясуна Коцоно решил вооружить двухмоторный самолет-разведчик J1N1 «Гекко» парой 20-мм автоматических пушек. Эндо поддержал идею и вызвался опробовать вооруженный пушками разведчик в бою. Однако честь первым сбить «Крепость» из самодельного ночного истребителя досталась не Эндо, а его сослуживцу Сигетоси Кудо, который уничтожил на этом «Гекко» сразу 2 В-17 в ночь на 21 мая 1943 г.
В марте 1944 Юкио был отозван в Японию, где ему поручили готовить экипажи пушечных «Гекко» к отражению предстоящих ночных налетов американской авиации на Японские острова. Подготовленные Эндо экипажи показали, на что они способны в ночь на 20 августа. В ту ночь японцам удалось сбить 14 из 88 «Сверхкрепостей», бомбивших Киушу. Это был едва ли не самый высокий процент американских потерь в одном налете за всю войну. Сам Эндо в том бою достоверно сбил два В-29, еще один – предположительно, и два бомбардировщика повредил.
Юкио Эндо не стал чистым ночником: наряду с другими пилотами он летал и на отражение дневных налетов американской авиации. Днем 14 января 1945 г. Эндо взлетел на перехват В-29, летевших бомбить Нагою. Он сбил один бомбардировщик и повредил второй; но тут воздушные стрелки «Крепостей» подожгли самолет Эндо. Наблюдатель Осами Нисио успел выпрыгнуть из горящего «Гекко», однако его парашют не раскрылся. Эндо же до последнего пытался восстановить управление поврежденной машиной и выпрыгнул с парашютом слишком низко — купол не успел наполниться.
Всего до своей гибели Юкио Эндо сбил 8 В-29, гибель которых подтверждена, и еще 8 «Суперкрепостей» он повредил.
СИРО КУРОТОРИ
Младший лейтенант Сиро Куротори (1923 - ?) поначалу был пилотом самолета-разведчика. Затем его перевели в авиагруппу Йокосука, где под руководством Сигетоси Кудо молодой летчик освоил искусство пилота ночного истребителя. Куротори летал на тяжелом двухмоторном истребителе J1N1-Sa «Гекко», оборудованном бортовым радиолокатором FD-2 (оператором радара был Юзо Курамото).
Первую победу Куротори одержал в ночь с 15 на 16 апреля 1945 г. Тогда он перехватил группу дальних бомбардировщиков В-29 и сбил одну «Сверхкрепость», а вторую повредил. Но наиболее серьезного успеха Сиро Куротори добился в ночь с 25 на 26 мая 1945 г. В тяжелом трехчасовом бою он сбил подряд 5 «Сверхкрепостей», и еще одну повредил. За это летчик был удостоен упоминания в приказе и получил звание лейтенанта, а так же он и его бортстрелок Юзо Курамото были награждены церемониальными самурайскими мечами. Общий счет за войну лейтенанта Сиро Куротори составил 6 уничтоженных и 2 поврежденных В-29.
КИЮМИ КАЦУКИ
Пожалуй, самым удивительным летчиком среди «охотников на «Крепости» был Киюми Кацуки (1919 - ?), пилот… гидросамолета! Летая на неповоротливых медлительных аэропланах, утяжеленных болтающимися под брюхом огромными поплавками, Киюми ухитрился стать асом, сбив на них 7 вражеских самолетов (всего же за войну Кацуки одержал 16 побед). Причем Киюми на своих неуклюжих водоплавающих «каракатицах» уничтожил не менее трех тяжелых четырехмоторных «Крепостей», которые с трудом сбивали даже намного более совершенные истребители!
Кацуки вступил в военно-морской флот добровольцем, и в начале 1941 он стал пилотом гидросамолета-разведчика на авитранспорте «Читозе». В первые месяцы войны летчик на гидро-биплане F1M (американцы прозвали данный самолет «Пит») совершил с этого корабля большое количество разведывательных полетов над Филиппинами и голландской Вест-Индией. В бою же он впервые отличился 11 января 1942 г. В тот день на конвой японских кораблей с десантом морской пехоты попытались напасть семь базировавшихся в Минадо голландских и американских летающих лодок PBY «Каталина». Кацуки и его сослуживцы атаковали на своих бипланах «Пит» неприятельские гидросамолеты. Киюми, несмотря на слабость вооружения своего биплана (2х7,7-мм синхронных пулемета и 1х7,7-мм оборонительный пулемет в задней кабине), сумел сбить одну «Каталину» - победа была подтверждена всеми участниками, видевшими падение вражеского самолета!
В сентябре 1942 летчика перевели в береговую авиацию – на передовую базу гидросамолетов, расположенную на острове Шортлэнд. Отсюда японские гидросамолеты совершали полеты на разведку прилегающих к Гуадалканалу акваторий. И 4 октября в ходе патрулирования над японской эскадрой Кацуки обнаружил пять бомбардировщиков В-17, приближавшихся под прикрытием четверки истребителей. Пытаясь сорвать удар американских самолетов по транспорту гидроавиации «Ниссин», Кацуки атаковал головную «Летающую крепость» — В-17Е (1-й пилот лейтенант Дэвид Иверитт). Бомбардировщик же даже не дрогнул от попавших в него пуль: шансов сбить огромный самолет огнем пулеметов винтовочного калибра у японца просто не было. Увидев, что его стрельба не нанесла никаких повреждений крылатому гиганту, Кацуки развернулся и таранил «Крепость». Удар пришелся по правому крылу и килю В-17, и самолет рухнул в воду (из экипажа бомбардировщика спаслись только два человека). Сам Киюми так же успел спастись из развалившегося от удара «Пита» на парашюте…
Вскоре после совершения тарана летчик освоил новый гидросамолет-истребитель A6M2-N (американское прозвище «Руфь»). Основой для создания этого гидросамолета послужил отличный истребитель «Зеро», к «брюху» которого «пришпандорили» большие поплавки. Эта подвеска заметно снизила скорость истребителя, тем не менее, он все равно был значительно быстрее «Пита»; а главное – этот самолет имел более мощное вооружение: 2х7,7-мм пулемета и 2х20-мм авиапушки. С июля 1943 на этом самолете Кацуки защищал Алеутские острова от налетов средних бомбардировщиков В-25 и тяжелых В-24. В августе Киюми сбил двухмоторный В-25, а 12 сентября он и четыре других летчика гидросамолетов «завалили» над островом Парамушир две четырехмоторных «Крепости» В-24. После эвакуации с захваченных американцами Алеут Кацуки сражался у юго-западного побережья Индонезии. Здесь в январе 1944 Киюми сбил еще один «четырехмоторник» В-24. Вскоре после этого его авиагруппу расформировали, а пилотов пересадили с гидросамолетов на обычные истребители «Зеро». На этом самолете Кацуки сражался до 1945 г, а завершал войну он на новейшем истребителе Мицубиси J2M«Райден», доведя свой счет до 16 побед. Семь из этих побед Киюми одержал на гидросамолетах, причем три или четыре сбитых на «поплавковых» машинах самолета были четырехмоторными «Крепостями» - В-17 и В-24…
Самураи – убийцы «Драконов» (01). Типология «Драконов»
Самураи – убийцы «Драконов» (02). Такие разные «Самурайские Мечи»
Самураи – убийцы «Драконов» (04). Асы армейской авиации
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме военной истории