Найти в Дзене
SpaceNET (генетическая история)

В октябре палеогенетику впервые вручили Нобелевскую премию

Палеогенетику Сванте Паабо в октябре вручили нобелевскую премию (картинка из ОИ)
Палеогенетику Сванте Паабо в октябре вручили нобелевскую премию (картинка из ОИ)

В октябре 2022 года знаменитый шведский палеогенетик Сванте Паабо стал лауреатом Нобелевской премии в области физиологии и медицины. Это первый случай когда специалист по палеогенетике стал лауреатом столь престижной в научном мире премии. Сванте Паабо получил эту награду за открытия геномов вымерших гоминид и изучение эволюции человека.

Нобелевская премия по физиологии и медицине 2022 г.
Родился: 20 апреля 1955 г., Стокгольм, Швеция.
Место работы: Институт эволюционной антропологии Макса Планка, Лейпциг, Германия, Окинавский институт науки и технологий, Окинава, Япония.
За что дана премия: «за открытия, касающиеся геномов вымерших гоминидов и эволюции человека».
Доля приза: 1/1

Чем известен Сванте Паабо и какие открытия он совешил?

  • Сванте Паабо является одним из основателей совершенно новой науки — палеогенетики, которая находится на стыке археологии и генетики. Он одним из первых начал разрабатывать методы изучения ДНК древних людей, которые легли в основу будущих исследований палеогенетиков.
  • Ученый открыл неизвестный ранее вид гоминид из Денисовой пещеры, а также расшифровал ядерный геном неандертальцев. Он установил, что примерно 1-4% генома современного человека имеет неандертальское происхождение.
  • Ученый впервые смог секвенировать митохондриальный геном из куска кости древнего человека возрастом не менее 40 тысяч лет, найденный в Денисовой пещере на юге Сибири (секвенирование - научное название методов, с помощью которых удается установить последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК, то есть фактически провести подробный анализ наследственной информации).
  • Благодаря исследованиям Сванте Паабо научное сообщество получило представление о том, что гены их вымерших "родственников" влияют на физиологию и даже поведение современных людей. Так, европейцы и жители некоторых азиатских стран получили от неандертальцев гены, которые позволяют им бороться с отдельными инфекциями, а ген EPAS1, доставшийся жителям Тибета от Денисовского человека помогает жить в горах на высоте более 4,5 тысячи метров и использовать некоторые поведенческие инстинкты для этого.
Сванте Паабо - лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (картинка из ОИ)
Сванте Паабо - лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (картинка из ОИ)

Привожу сокращенное телефонное интервью, которое размещено на сайте Нобелевской премии после объявления Сванте Паабо лауреатом:

Адам Смит (главный научный сотрудник Nobel Prize Outreach): Добрый день, много много поздравлений с приятными для вас новостями.

Сванте Паабо: Спасибо.

Адам Смит: Вы говорите удивительно спокойно и собранно.

Сванте Паабо: [Смеется] О, ну, я уже все подробно обсудил это с моей женой.

Адам Смит: Похоже, ваша жена оказывает успокаивающее влияние.

Сванте Паабо: Да, конечно, так и есть.

Адам Смит: Как вы восприняли эту новость?

Сванте Паабо: Я как раз допивал последнюю чашку чая, чтобы забрать свою дочь у ее няни, где она ночевала, и тут мне позвонили из Швеции, и я, конечно, я подумал, что это как-то связано с нашим маленьким летним домиком в Швеции. Я подумал: «Наверно, газонокосилка сломалась или что-то в этом роде».

Адам Смит: Вам удалось забрать дочь?

Сванте Паабо: Вообще-то я как раз иду за ней.

Адам Смит: Я так понимаю, сегодня в Германии праздник.

Сванте Паабо: Да, это день объединения Германии (3 октября), поэтому здесь выходной, все закрыто.

Адам Смит: Это… это особенный день для получения новостей, потому что иначе вы были бы в институте, и вы были бы окружены массой людей, я полагаю, распивающих с вами шампанское. Но как бы то ни было, у вас, сейчас более спокойная атмосфера в качестве лауреата, чем у других лауреатов.

Сванте Паабо: Да, да. А я могу пойти и купить шампанского, когда завтра утром откроются магазины, и приехать в институт хорошо экипированным.

Адам Смит: Я не могу себе представить, чтобы ваше празднование действительно было отложено на 24 часа, я уверен, что оно будет… Я помню, когда мы были вместе в Стокгольме в 2012 году на Диалоге Нобелевской недели по генетике, а потом мы сидели на Нобелевском банкете на следующий день. Мне просто интересно, а вы, сидя на банкете, представляли себя лауреатом Премии?

Сванте Паабо: Нет, действительно нет. Я как бы… Нет, я и раньше получал пару премий, но я как-то не думал, что это действительно будет…, что я буду претендовать на Нобелевскую премию.

Адам Смит: Ваша работа, конечно же, связана с определением последовательности ДНК ранних гоминидов. Что ваши знания о генетическом составе этих видов говорят нам о наших отношениях с ними.

Сванте Паабо: Ну, это действительно говорит нам о том, что мы с ними очень тесно связаны, а они внесли непосредственный вклад 50-60 тысяч лет назад, в ДНК предков большинства современных людей. И этот вклад влияет на многие вещи в нашей физиологии сегодня.

Адам Смит: Как вы думаете, знание этого меняет наше представление о себе?

Сванте Паабо: В каком-то смысле, я действительно думаю, что это так, осознание того, что до недавнего времени, примерно 14 сотен поколений назад или около того, люди были другие, но они смешались с нашими предками и внесли свой вклад в нас сегодня. Дело в том, что последние 40 тысяч лет совершенно уникальны в истории человечества, поскольку мы являемся единственной формой людей вокруг. До этого времени почти всегда существовали другие типы людей.

Адам Смит: Это должно изменить наше представление о нашем месте в мире, не так ли?

Сванте Паабо: Да, я так думаю. Я имею в виду, что иногда я думаю, что что было бы, если бы неандертальцы прожили еще 40 тысяч лет, как бы это повлияло на нас? Увидели ли мы еще больший расизм в отношении неандертальцев, потому что они действительно в каком-то смысле сильно отличались от нас? Или мы действительно увидели бы свое место в мире живых совсем по-другому, когда у нас были бы другие формы людей, которые очень похожи на нас, но все же другие. И, возможно, мы бы не стали проводить столь четкое различие между животными и людьми, которое мы так легко делаем сегодня.

Адам Смит: В пресс-релизе используется слова «кажущаяся невыполнимой» для задачи, которую вы взяли на себя. Мне было интересно, что это…

Сванте Паабо: О, правда? Хорошо. [Смеется]

Адам Смит: Мне интересно, что придало вам уверенности, смелости предпринять, казалось бы, невозможное исследование?

Сванте Паабо: Ну, это, конечно, пошаговый процесс, который начался еще в 80-х. Я изо всех сил пытался извлечь немного ДНК из вещей, которых было всего несколько… начиная с просто высушенных тканей. Возвращаясь назад во времени я вспоминаю как боролся с технологическими проблемами более десятилетия. А затем стало возможным извлечь ДНК таких существ, как мамонты или пещерные медведи, жившие в то же самое время, что и неандертальцы. А потом мне очень повезло получить работу в Германии, где был сделан очевидный следующий шаг, в каком-то смысле, и я попытался сделать это.

Адам Смит: Все это звучит очень логично, но я думаю, что это некоторое преуменьшение. Вы же имеете семейную родословную нобелевских лауреатов, и ваш отец был лауреатом Нобелевской премии. Имеет ли это значение для вас при получении награды?

Сванте Паабо: В какой-то степени я думаю, что да. Я имею в виду, что самое большое влияние в моей жизни, безусловно, оказала моя мать, с которой я вырос. И в каком-то смысле мне немного грустно, что она не дожила до этого дня. Она очень увлекалась наукой и очень стимулировала и воодушевляла меня на протяжении многих лет. С отцом у меня были контакты, и он проявлял большой интерес к моей работе, но это были не такие близкие отношения, как с моей матерью.

Адам Смит: Мне очень интересно, есть ли какой-то смысл, в котором Суне Бергстрем или, может быть, другие лауреаты или великие ученые дали вам такой подход, такую ​​уверенность или помогли вам обрести уверенность для решения таких серьезных задач?

Сванте Паабо: Может быть, это дало осознание того, что у человека есть много возможностей, и это не такая уж удивительная вещь, это придает больше уверенности, чтобы попробовать что-то вроде того, что бросает вам сильный вызов.

Адам Смит: Было очень приятно поговорить с вами, и еще раз поздравляю. Хорошего дня, и спасибо.

Сванте Паабо: Спасибо, до свидания.

Адам Смит: До свидания.

Если Вам понравилась наша статья не забывайте ставить лайк (👍 - палец вверх) и подписывайтесь на наш канал. Буду рад любым комментариям к этой статье, и не забывайте также делиться статьей со своими друзьями.

Читайте также другие наши статьи на канале SpaceNET (палеогенетика)