Найти в Дзене
Сто грамм и пирожок

Победный пир татаро-монголов после битвы на Калке, и незавидная участь русских князей

"- По грехам нашим пришли языци незнаемые, - говорил священник по памяти, - пришла неслыханная рать безбожные моавитяне, рекомые татарами. Никто толком не знает, кто они суть и откуда пришли, и какой язык у них, и какого они племени, и какая вера. Одни называют их татарами, другие - тоурменами, а третьи - печенегами. Ведомо также, что татары вышли из пустыни Етривской, которая лежит между востоком и севером. Один бог ведает подлинные вести о них...
В.Каргалов "Русский щит"

Страшен был год на Руси 6731 от Сотворения мира или 1223 год от Рождества Христова. Впервые русские столкнулись с жестоким народом, который пришел с востока.

Первое столкновение состоялось на реке Калке. Татаро-монголы отправили своих послов к русским князьям Мстиславу Романовичу, Мстиславу Мстиславичу и Мстиславу Святославичу. Татаро-монголы хотели переманить их на свою сторону и выступить против половцев. Русские князья проявили гордость: они отказались от предложения и убили ханских послов.

Ох, и жестоко отомстили басурмане за княжескую гордость. Татаро-монголы устроили пир.

Действовали татаро-монголы по закону Ясы. По этому закону ни одной капли крови князей не должно пролиться, но в то же время смерть для убивших послов должна быть жестокой.

Яса - это законы Чингисхана, которые он издал на всемонгольском курултае в 1206 году.

"Важным принципом монгольского международного законодательства был принцип неприкосновенности послов. И в каждом случае, когда враг нарушал этот принцип, следовало суровое возмездие"
Г. Вернадский "Монголы и Русь".

Именно к такой смерти и были приговорены русские князья.

Татаро-монголы уложили связанных князей на землю, накрыли их своими щитами и начали пировать. А после пира устроили еще и пляски.

Жестоко обошлись татаро-монголы с русскими князьями. Во время татарского пира стоял стон, и слышен был хруст костей. Татаро-монголы около суток праздновали победу. В живых не осталось ни одного русского князя.

Это была "почетная" казнь без пролития крови по меркам татаро-монгол.

Художественное описание пира на костях русских князей есть у Е. Евтушенко.

То не стрелы бьют гусей
в топях затуманенных —
православных князей
тащат, заарканенных.
Их по трупам ведут,
по кровавой насыпи,
и в навоз лицом кладут,
и помост — им на спины.
А на тот помост, что стол,
чем и был замыслен,
ставят множество пиал,
бурдюки с кумысом.
На помост кладут подряд
с костерочка, тёплых
трёх молочных жеребят,
жаренных на копьях.
Здесь не как для мужиков —
хлеб да огуречики.
Валят груды курдюков
на ковры ургенчские.
И садятся на помост
темники под гогот:
«Нам не страшен русский пост.
Утолим-ка голод!»
И кониной на зубах
темники похрустывают,
колыхаясь на задах
над князьями русскими.
А сквозь щели на князей,
добавляя смеху,
с недоглоданных костей
кровь сочится сверху.
И сквозь те же щели ввысь,
добавляя свисту,
кровь со спин, что запеклись,
проступает снизу.
И чем больше у сластён
в животах конины,
тем сильней помост под стон
с хряском давит спины.
А мурза икал в углу —
в рот не лезла пища.
Он, как все, на пиалу
натянул губища.
И, срыгнув на грудь каймак,
мрачно лоб наморщил:
«Давим, давим,а никак
додавить не можем.
Вот вам, плотники, еда.
На помост взойдите.
Ну-ка, русские — айда! —
русских додавите!»
Е. Евтушенко "Непрядва"

Татаро-монголы ничего не жарили на копьях, потому что нельзя оружием касаться огня. Конина особо почитается у татаро-монгол. Когда осенью происходит забой лошадей, то у татаро-монгол - это праздник. На праздник арбин приглашаются все родственники чтобы отведать отборной конины.

Так началось знакомство русских с татаро-монголами.