В одном из обсуждений я упомянул про фильм «Горячий снег» и событиях, на которых основан сюжет. После чего одна из моих постоянных читательниц попросила более подробно рассказать, какие события положены в основу знаменитых произведений Юрия Бондарева «Горячий снег» и «Батальоны просят огня». И, хотя, я уже публиковал несколько статей на данную тему, думаю, будет полезно в этом напомнить.
Если кто упомянутые произведение и не читал, то наверняка смотрел фильмы. По роману «Горячий снег» поставлен одноимённый фильм, хорошо срежиссированный и снятый, с отличными актёрами. По повести «Батальоны просят огня» целых две экранизации. Сначала сюжет, сильно изменённый, положен в сценарий 2-го фильма киноэпопеи «Освобождение», под названием «Прорыв». Позже был снят многосерийный кинофильм с одноимённым названием, где сюжет совпадает в основном с повестью, но сам фильм во многом откровенно халтурно сделан. Несмотря на прекрасных актёров, пересматривать не всегда хочется.
Во всех описаниях литературных произведений и их экранизаций, мы можем прочитать, что основаны они на вполне конкретных событиях. Иногда заходят ещё дальше и пишут, что сам Бондарев был непосредственным участником всего описанного и главных героев писал с себя.
Однако, надо понимать, что литературное произведение — это не хроника событий, потому оно и интересно. Давайте возьмём эту повесть и этот роман и посмотрим конкретно.
Про «Горячий снег»
По официальной версии в основу романа положены реальные события — как наши войска остановили танки Манштейна, рвавшиеся к окружённому Сталинграду, на рубеже реки Мышкова.
Более конкретных указаний в романе нет, хотя и упоминаются номера частей и соединений. Судя по намёкам, что действие происходит на участке фронта, где немцы наносили главный удар, речь должна идти про наступление 6-й танковой дивизии на Васильевку. Однако, события на этом участке развивались так.
19-го декабря 1942 года боевая группа 6-й танковой дивизии (21 танк и две роты на бронетранспортёрах) сходу захватила мост через реку Мышкова у станицы Васильевка, и, не встретив сопротивления, захватила плацдарм на другом берегу. После чего немцы остановились, поджидая подхода основных сил и ожидая, что войска Паулюса начнут наступление им навстречу. При этом немцам приходилось отбивать постоянные атаки наших войск, стремившихся отбить Васильевку обратно. 23-го декабря немцам было приказано оставить плацдарм, 6-я дивизия перебрасывалась на другой участок фронта, где началось наше наступление — операция «Малый Сатурн».
На сюжет романа, как видите, не очень похоже. Гораздо больше сходства имеется с боевыми действиями 98-й стрелковой дивизии (в которой Бондарев тогда служил), на участке которой части 17-й танковой дивизии немцев действительно пытались наступать, но были сразу отбиты и реку Мышкова так и не форсировали. Сам Бондарев никак не мог быть прототипом героев романа, во-первых, потому что он командовал миномётным расчётом, а главные действующие лица из дивизионной артиллерии. А во-вторых, 308-й полк, в котором он служил, в боях на реке Мышкова тогда не принимал участия.
Какие «Батальоны просят огня»?
Сюжет этой повести Бондарева изначально указывает на его условность. Речь идёт про боевые действия у города Днепровск, которого, не существует. Утверждают, что подразумевается Киев, но описываемый масштаб боевых действий за город Днепровск на порядок меньше.
Свою роль сыграла и первая экранизация (если это можно так назвать), когда основной сюжет повести использовали для описания создания ложного плацдарма на Днепре с целью отвлечь побольше немецких сил.
Напомню, во всех случаях речь идет про один или два батальона, которые форсировали реку, но остались на плацдарме без поддержки главных сил. А силы эти были переброшены на другой плацдарм, из-за чего батальоны погибли. В киноэпопее «Освобождение» речь идёт про переброску с Букринского плацдарма на Лютежский 3-й танковой армии генерала Рыбалко.
Давайте начнём с того, что в этой повести Бондарев, возможно, действительно пишет про себя. В тот период он действительно служит командиром орудия полковой артиллерии. Кстати, ни в одной экранизации этой самой полковой артиллерии нет вообще, но это мелочи.
Дивизия, где служил Бондарев захватила Каневский плацдарм, причём его полк высаживался первым, и сцены некоторые могли быть описаны с натуры. Многие географические описания в повести соответствуют именно Каневскому плацдарму.
В районе Канева дивизия воевала почти месяц, после чего была переброшена на Лютежский плацдарм. При этом никаких своих батальонов дивизия на правом берегу не оставляла, никакие её части в окружение не попадали. Сам плацдарм наши войска успешно расширили.
Мало того, на Букринском плацдарме также не было никаких ложных плацдармов и отвлекающих действий. Наши войска там как высадились, так и продолжали вести боевые действия, сначала расширяя захваченную на правом берегу территорию, а затем перейдя в наступление. Переброска армии Рыбалко (которая переправилась на плацдарм лишь очень небольшой частью сил), на другой участок фронта, конечно, ослабила оставшиеся 40-ю и 27-ю армии (а не два батальона), но ничего похожего на сюжет повести не было.
Я так и не смог найти ни одного аналогичного события, описанным в повести. Создание ложных плацдармов при форсировании Днепра, создаваемых для отвлечения немцев, ни в одном источнике не упомянуто.
Возможно, Юрий Бондарев за основу взял совершенно другие события, происходившие в другом месте. Не исключено, что ситуация сильно додумана или вымышлена. Во всяком случае, я пока ничего похожего найти не смог. Если у кого-то будут версии, то присылайте на почту nwt@nweb.su, буду весьма признателен.
А ещё мне прямо сейчас пришла на ум более простая версия. В солдатской среде могли ходить разные слухи о каких-либо операциях и, как положено слухам, не совпадать с реальными событиями. Из окопа стратегические замыслы командования могут быть видно под очень другим углом. А, учитывая, что в советское время мы про реальную историю многих событий ничего не знали, поводов для слухов и их «подтверждения» хватало.
Разумеется, всё вышеописанное никак не может преуменьшить значение замечательных произведений Бондарева, его литературный талант. И не следует искать в художественной литературе то, что должно быть в учебниках истории. Зато поиск информации по конкретным биографиям или реальным событиям, на которых основаны сюжеты книг, приносит огромную пользу в изучении истории.
Рекомендую тем, кто интересуется событиями (в коих и Бондарев принимал участие), положенными в основу романа «Горячий снег», мою статью:
«Горячий снег» хутора Верхне-Кумский
И не забудьте подписаться на мой канал.