В годы Первой мировой войны 26-летняя Анна Горенко, известная нам под псевдонимом Ахматова, пишет пронзительные своей жертвенностью и любовью к Родине стихи «Молитва»:
«Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей».
В ее жизни потом были и затяжные недуги, и тяжелые потери. В 1921 году был расстрелян ее бывший супруг, знаменитый поэт и блистательный офицер Николай Гумилев. Много лет провел в заключении их совместный сын Лев Гумилев, впоследствии ставший выдающимся ученым-этнологом. Был арестован и погиб в лагере Николай Пунин – известный искусствовед, гражданский муж поэтессы.
Практически всю жизнь пребывала в опале у советской власти, часто без средств к существованию, и сама Анна Андреевна. Но всю жизнь она не переставала быть искренне верующим человеком, преданным Богу и родной стране. Николай Гумилев признавался в письмах к жене: «Ты научила меня верить в Бога и любить Россию».
Известный литературный критик и друг Ахматовой Николай Недоброво писал в 1915 году о религиозном «строе» души поэтессы, которая «сама указывает на религиозный характер своего страдальческого пути. Ахматова знает упоение молитвы. Для такой души есть прибежище в Тайне Покаяния. Можно ли сомневаться в безусловной подлинности религиозного опыта, создавшего стихотворение «Исповедь».
«Умолк простивший мне грехи.
Лиловый сумрак гасит свечи,
И темная епитрахиль
Накрыла голову и плечи.
Не тот ли голос: «Дева! встань…»
Удары сердца чаще, чаще,
Прикосновение сквозь ткань
Руки, рассеянно крестящей».
Моя подписчица Ида Исаевна Середнякова, педагог с 55-летним стажем, читавшая в вузе курс поэзии Серебряного века, справедливо указывает: тема Любви тесно переплетается в творчестве Ахматовой с темой Покаяния. «Блуд отдельного человека и целых народов возникает при уклонении от истинной Веры, при отказе от единственного средства очищения души – Покаяния, - пишет Ида Исаевна, - Анна Андреевна свою Веру свято берегла и всегда, особенно в моменты душевных кризисов прибегала к Покаянию.
Раннюю лирику Ахматовой как бы венчает некий лавровый венок славы на голове языческой Музы, но постепенно она приходит к восприятию мира сквозь крестные страдания Христа. И венок как бы меняется на терновый… 1917 год принес самораспад государства, армии, поднялась волна эмиграции. Ахматова указывала на главную причину - упадок Православной Веры.
"Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал."
…Но в годы Великой Отечественной войны Ахматова сразу почувствовала поворот к Православию и своими стихами приближала этот поворот, осознавая, что сила и дух народа -в его богоданном Слове, восходящем ко Христу, как к слову…Поэт прославляет вместе с Победой торжество Православия
«… И со всех колоколен снова
Победившее смерть слово
Пели медные языки…»
Ахматова не была святой, но глубина и цельность ее веры ни у кого не вызывала сомнений. Именно поэтому известный оптинский старец отец Нектарий благословил ее на паломничество в Оптину пустынь. Анатолий Найман вспоминал: «В советские годы, когда регулярное посещение церкви было для поэта практически невозможно, она по-прежнему говорила о себе как о человеке верующем, а время отмеряла по церковному календарю: «светлый, светлый Духов День», «Страстная неделя», «Святки», «разрешенье вина и елея», «канун Крещения»». Записные книжки Ахматовой пестрят пометками, касающимися церковных праздников. И, конечно, прекрасными стихами.
«Я в этой церкви слушала Канон
Андрея Критского в день строгий и печальный.
И с той поры великопостный звон
Все семь недель до полночи пасхальной
Сливался с беспорядочной стрельбой.
Прощались все друг с другом на минуту,
Чтоб никогда не возвратиться…»
Но вот в этом великая поэтесса ошиблась. Анна Андреевна Ахматова снова и снова возвращается к нам в своей поэзии Любви, Покаяния и Веры.
«О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал — истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога».