Слухи о среднетоннажном семействе Камского автозавода расходились в сети ещё с 2019 года. Цитируем генерального директора предприятия: «Мы пришли к выводу, что нам нужно спускаться по грузоподъемности более низко». Логично, ведь в КамАЗе вряд ли бы смогли так долго игнорировать потенциально новый рынок.
Уже было известно название проекта: «Компас». Но информацию приходилось собирать по крупицам вплоть до выставки Comtrans 2021. Да и на ней грузовичок откровенно китайского вида с рефрижератором оказался незаслуженно обделён вниманием. Впрочем, сказать, что его совсем не заметили, тоже нельзя. Коммунальные службы разглядели потенциал «Компаса» и заказали две спецверсии. Первая для вывоза мусора, а вторая выполнена в виде бортовой машины с тросовым краном. Старт был признан удачным и в мае этого года «Компасы» появились у автодилеров. Для реализации был выбран самый простой вариант будки — тентованная платформа.
Всего в семействе задумано пять машин. С названиями всё просто — цифра означает полную массу. Сегодняшняя статья посвящена «Компасу 9» как одной из самых перспективных машин новой серии.
Никто даже и не пытался скрывать, что за основу взяты китайские JAC серии N. От КамАЗа здесь только платформа, шасси и «фирменные» приёмы в дизайне. Большая часть агрегатов приходит из Поднебесной. Двигатель Cummins выдаёт 154 лошадиные силы, с КПП тоже без сенсаций: шестиступенчатая механическая Fast Gear. Используется рессорная подвеска и барабанные тормоза. Зато приятно удивил топливный бак на целых 200 литров.
Кабина китайская не в лучшем смысле этого слова. Хорошо, что в ней предусмотрено спальное место, но комфортно поспать здесь смогут разве что невысокие и неприхотливые водители. Да и решение с дополнительными окошками в нашем климате выглядит сомнительно — обзор со спального места никакой, но продувать зимой будет ощутимо. Приборная панель выглядит довольно старомодно, но всё нужное под рукой. Зато нет никаких претензий к креслам. И водителю, и пассажирам будет комфортно в долгих рейсах.
Платформа тоже не вызвала нареканий. В версии с тентом предусмотрено покрытие пола и передней стенки из влагостойкой фанеры. Ворота кузова распахиваются на 270 градусов и могут быть зафиксированы в этом положении. Крышу можно сдвигать по всей длине надстройки. Для удобства сзади предусмотрена выдвижная лестница. Также упрощает процесс светопроницаемый сверху тент.
«Компас 9» достойно показал себя в городской среде, уверенно вписываясь в поток. А это главное, что нужно для среднетоннажника, «рабочий день» которого чаще всего состоит из череды погрузок и разгрузок между множеством маршрутных точек. Всё-таки для междугородних рейсов будет логичнее взять двеннадцатитонную версию.
В итоге новый КамАЗ имеет все шансы отхватить кусок рынка городских грузоперевозок. Особенно если учесть, что на 2023 год намечены ещё более компактные версии. А ещё подкупает возможность выбирать из нескольких вариантов длины и отзывчивость производителя в подготовке новых вариантов кузова. Пока ограничения вытесняют крупнотоннажные машины всё дальше от городских дорог, мегаполисам нужно как можно больше подобных авто. А это значит, что в ближайшие годы сотрудникам КамАЗа предстоит много работы.