Найти тему
Lenta.ru

Британский премьер ушла в отставку через шесть недель после назначения. Что пошло не так?

Фото: Toby Melville / Reuters
Фото: Toby Melville / Reuters

20 октября премьер-министр Великобритании Лиз Трасс подала в отставку — уже на следующей неделе Консервативная партия выберет ее преемника. Политик пробыла на посту всего 44 дня, но успела прослыть худшим премьером в истории страны и настроить против себя даже соратников по партии. Короткое правление Трасс запомнилось обрушением британской валюты и усугублением и без того серьезных проблем в экономике, так что ее преемнику придется расхлебывать еще и эту кашу. И это притом что на повестке дня остаются проблемы, связанные с последствиями Brexit и пандемии COVID-19, а также украинский кризис. Почему у Трасс не получилось поддержать британскую экономику и сохранить свой пост и что ждет Королевство после ее отставки — в материале «Ленты.ру».

Против латука

Глава Консервативной партии объявила о своей отставке днем 20 октября. Она признала, что не справляется с обязанностями, и уже уведомила о решении британского короля Карла III.

Я заняла эту должность в период огромной экономической и международной нестабильности. Семьи и бизнес обеспокоились о том, как оплачивать свои счета... учитывая ситуацию, я не могу обеспечить выполнение этого мандата

Лиз Трасс, премьер-министр Великобритании

Лиз Трасс пробыла в должности всего 44 дня. Ее премьерство стало самым недолгим в истории: до этого антирекорд принадлежал Джорджу Каннингу (119 дней), которого подвело здоровье.

По данным газеты Politico, несмотря на столь короткий срок, Трасс успела стать самым непопулярным премьером за всю историю Британии. Согласно опросам от 18 октября, четверо из пяти взрослых британцев (80 процентов опрошенных) относятся к Трасс негативно, и только 10 процентов — положительно. Хотя еще летом в ее поддержку выступало большинство однопартийцев.

Лиз Трасс объявляет о своей отставке 
Фото: Henry Nicholls / Reuters
Лиз Трасс объявляет о своей отставке Фото: Henry Nicholls / Reuters

Над политиком любили поиздеваться и СМИ. Так, издание Daily Star 14 октября запустило трансляцию «Сможет ли Лиз Трасс пережить салат латук?» Журналисты решили проверить, подаст ли она в отставку быстрее, чем сгниет растение, — у латука на это уходит в среднем 35 дней. Только вот Трасс объявила об отставке уже через шесть дней после начала трансляции. С победой латук поздравили не только Daily Star, но и зампред Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

В отличие от большинства премьер-министров страны, Трасс заняла свой пост не по результатам всеобщих парламентских выборов, а по итогам внутрипартийного голосования. Экс-главу МИД избрали премьером после того, как в отставку ушел бывший лидер консерваторов Борис Джонсон. Тот не выдержал общественного давления после серии политических скандалов, связанных с нарушением антиковидных мер и неподобающим поведением одного из его однопартийцев.

-3

До этого Трасс около года занимала пост главы британского МИД, успев «отличиться» и там. Запомнились, конечно, скандалы. Например, во время февральской встречи с российским коллегой Сергеем Лавровым она по ошибке заявила, что Лондон никогда не признает суверенитет Москвы над Ростовской и Воронежской областями. А независимый исследовательский центр Institute for Government выяснил, что при Трасс «моральный дух персонала» МИД резко упал, равно как и число британских дипломатов в других странах. В августе во время дебатов перед выборами нового лидера Консервативной партии, Трасс заявила о готовности применить ядерное оружие, если того потребуют обязанности главы правительства.

Хромая экономика

Пожалуй, главная причина провала Трасс на посту — проблемы в экономике, решением которых премьер обещала заняться на протяжении всей избирательной кампании. Практически половину лета Трасс потратила на то, чтобы убедить британцев, что ей удастся избежать повышения налогов и заморозить цены на энергоносители. Политик старалась выстроить предвыборную кампанию дерзко, что приводило в шок даже ее противника, бывшего канцлера казначейства Риши Сунака. Она в том числе обещала сократить НДС сначала на 5, а потом на целых 15 процентов.

Лиз Трасс с мужем Хью О'Лири 
Фото: Hannah McKay / Reuters
Лиз Трасс с мужем Хью О'Лири Фото: Hannah McKay / Reuters

Такие обещания действительно подкупали, ведь ситуация в экономике страны оставляла желать лучшего. Еще осенью 2021 года предшественник Трасс на премьерском посту Борис Джонсон объявил о повышении налога на социальное страхование на 1,25 процента (начиная с 1 апреля 2022-го). Вырученные средства Джонсон обещал направлять на поддержку национальной системы здравоохранения и реформирование системы социальной защиты, пострадавших из-за пандемии COVID-19. Впрочем, как отмечает The Guardian, из-за этого налоговое бремя для британцев стало самым тяжелым за все время после Второй мировой. Трасс отменила повышение налога еще в конце сентября, но это ее не спасло.

Вопросы предотвращения экономического кризиса и снижения цен на энергоресурсы крайне остро стояли в последние месяцы, особенно после того, как Британия наряду с другими западными странами столкнулась с эффектом бумеранга от антироссийских санкций. Так, после введения рестрикций против российских энергокомпаний резко выросли цены на электричество. Согласно прогнозам, до конца года электроэнергия в Великобритании подорожает на 80 процентов.

Долги британцев по счетам за свет составили 1,3 миллиарда фунтов — и они могут стать еще больше.

Став премьером, Трасс назначила канцлером казначейства давнего соратника и единомышленника Квази Квартенга. Вскоре тот объявил о масштабных реформах, призванных «оживить британскую экономику». В частности, он предлагал опустить базовую ставку подоходного налога (с 20 до 19 процентов), снизить корпоративный налог, заморозить счета на электроэнергию для населения на два года и отменить повышенную ставку подоходного налога в 45 процентов для тех, кто зарабатывает больше 150 тысяч фунтов в год.

Лиз Трасс и канцлер казначейства Квази Квартенг 
Фото: Stefan Rousseau / Reuters
Лиз Трасс и канцлер казначейства Квази Квартенг Фото: Stefan Rousseau / Reuters

Вместо оживления экономику страны начало лихорадить: введя меры социальной поддержки населения и снизив налоги, правительство Трасс не потрудилось подумать, каким образом это скажется на государственном долге. После введения новых экономических мер ряд глобальных инвесторов в ужасе «бежали» с британского рынка. В МВФ заметили, что меры британских властей лишь затруднят борьбу с инфляцией и не принесут нужных результатов, а резкое снижение налогов может привести к росту неравенства в стране. В то же время госдолг Британии может упасть до самого низкого уровня со времен финансового кризиса 2009 года, добавили в МВФ.

На просчет Трасс указал даже президент США Джо Байден.

Я был не единственным, кто считает его ошибкой

Джо Байден, о плане экономических реформ Лиз Трасс

Сразу после введения пакета Квартенга курс фунта стерлингов упал, снизившись к доллару США почти на 5 процентов и достигнув нового исторического минимума. При этом к тому моменту фунт уже и так обесценился на 20 процентов по отношению «американцу» с начала 2022-го.

Нарушенные обещания

Недовольны остались и сами избиратели: как выяснил Институт финансовых исследований страны, от таких мер в выигрыше останутся не простые люди, а 10 процентов самых богатых домохозяйств Британии.

Более 5 миллионов британских семей могут столкнуться с увеличением ежегодных ипотечных платежей в среднем на 5,1 тысячи фунтов стерлингов до конца 2024 года.

По данным аналитического центра Resolution Foundation, частично это вызвано глобальными проблемами. Однако те же аналитики указывают: почти четверть от этой суммы — 1,2 тысячи фунтов — результат недальновидной политики правительства Трасс. По мнению экономистов, все это сильно перевешивает какую бы то ни было выгоду от снижения налогов.

Король Великобритании Карл III и Лиз Трасс 
Фото: Kirsty O'Connor / Reuters
Король Великобритании Карл III и Лиз Трасс Фото: Kirsty O'Connor / Reuters

В итоге уже 14 октября Трасс пришлось отказаться от плана Квартенга и даже уволить его. Вместо него премьер назначила консерватора Джереми Ханта — его называют одним из самых опытных политиков страны.

Хант должен был реабилитировать экономическую политику правительства. Он пообещал резко сократить расходы и отказаться от значительной части мер, предложенных Трасс. В том числе он заявил, что часть налогов придется все же увеличить (например, корпоративный — с 19 до 25 процентов). Слова Ханта стали не только признанием позорной экономической политики премьера, но и, кажется, только приблизили ее участь.

Впрочем, Трасс и сама приложила руку к своей отставке, провалив ряд октябрьских публичных выступлений. Сначала она не сумела объяснить позицию правительства по экономике на пресс-конференции 14 октября: например, она не смогла признать провал с обещанным снижением налогов, заверив журналистов, что все равно пойдет на этот шаг — просто позднее. После этого Трасс едва ответила еще на три вопроса и спешно ушла — встреча с журналистами продлилась всего восемь минут. Позднее, 17 октября, политик отказалась выступать перед лейбористами в парламенте: те потребовали рассказать о будущем экономики.

Лиз Трасс с игроками женской сборной Англии по футболу 
Фото: Stefan Rousseau / Reuters
Лиз Трасс с игроками женской сборной Англии по футболу Фото: Stefan Rousseau / Reuters

Туманное будущее консерваторов

В результате действий Трасс, помимо экономики, может пострадать и сама Консервативная партия, заявила в разговоре с «Лентой.ру» руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева. По ее словам, партия уже растеряла сторонников и дискредитировала себя по полной программе.

Консерваторов ничего хорошего не ждет: вряд ли новый лидер сможет исправить репутацию партии и привести ее к победе на следующих выборах. Многие предрекают консерваторам поражение

Елена Ананьева, руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН

Это подтверждают данные опросов YouGov, согласно которым, 47 процентов британцев заявили, что на выборах в январе 2025-го, скорее всего, победит партия лейбористов.

Избирателей «добила» далеко не одна лишь провальная политика Трасс последних полутора месяцев: Британия пережила целую серию неудач под руководством тори (так неофициально называют Консервативную партию — прим. «Ленты.ру»), начиная с тяжелейшего выхода из состава Евросоюза (Brexit) и провалами в борьбе с пандемией COVID-19 и заканчивая скандалами вокруг экс-премьера Бориса Джонсона.

Как утверждает Мэттью Гудвин, профессор политологии университета Кента, Трасс уже никогда не сумеет встать во главе консерваторов — по мнению эксперта, степень ее непопулярности можно сравнить разве что с непопулярностью принца Эндрю, которого обвиняют в изнасиловании подростка.

Премьер-камикадзе

Наконец, не менее — а, возможно, уже и гораздо более — важным вопросом, встающим после официального объявления об отставке Трасс, становится личность ее преемника. Примечательно, что всего за пару дней до отставки политика YouGov опубликовал любопытные результаты опроса общественного мнения среди членов Консервативной партии, в которых лидирует сам Борис Джонсон. После сообщения об уходе Трасс газета The Times подтвердила, что ее предшественник собирается попытать счастья на выборах.

Борис Джонсон с женой Кэрри Джонсон рядом с главой МИД Лиз Трасс на юбилее королевы Елизаветы II в Лондоне, 3 июня 2022 года 
Фото: Phil Noble / Reuters
Борис Джонсон с женой Кэрри Джонсон рядом с главой МИД Лиз Трасс на юбилее королевы Елизаветы II в Лондоне, 3 июня 2022 года Фото: Phil Noble / Reuters

Впрочем, в разговоре с «Лентой.ру» доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина подчеркнула, что более вероятной кандидатурой все-таки является Риши Сунак. Она пояснила, что он — «более крепкий экономист», с которым к тому же уже успели познакомиться британские избиратели. С ней согласен и старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин.

Сунак может предложить более адекватные меры по борьбе с инфляцией, предполагающие стабилизацию национальной валюты, а с другой стороны — он является успешным предпринимателем и миллиардером, самым богатым членом палаты общин и располагает обширными связями в бизнес-сообществе и финансовых кругах

Олег Охошин, старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН

Елена Ананьева считает иначе. По ее словам, в партии и без того продолжаются серьезные распри. Исследователь пояснила, что споры начались уже после того, как Трасс предложила провести перестановки в кабинете министров и включить в него Сунака, министра юстиции Майкла Гоува и лидера палаты общин Пенни Мордонт.

Риши Сунак и Лиз Трасс 
Фото: Hannah McKay / Reuters
Риши Сунак и Лиз Трасс Фото: Hannah McKay / Reuters

Впрочем, она считает, что подходящий кандидат на должность премьера все же есть — это бывший глава Минобороны Бен Уоллес, который пользуется уважением среди членов Консервативной партии. Ананьева пояснила: политик не влезал в партийные дрязги и при этом не ушел в отставку, когда Джонсон покинул пост из-за скандалов. Очков Уоллесу добавляет и то, что сейчас он находится в США и договаривается с Вашингтоном об оказании помощи властям Украины. Впрочем, еще не понятно, выставит ли он свою кандидатуру.

Наконец, отсутствие единства среди самих консерваторов также препятствует избранию наиболее удачного политика. «В партии нет единства, чтобы говорить, что есть какая-то фигура, которая пользуется уважением и может удовлетворить всех...» — уверена Ананьева.

Ситуация в Британии с экономической точки зрения очень плохая, поэтому следующий премьер-министр — просто еще один камикадзе

Елена Ананьева, руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН

***

Проблемы, с которыми пришлось столкнуться Трасс, — скорее симптоматичны для политики Британии последних лет. Они начались еще после выхода страны из состава ЕС, усилились из-за пандемии и будут усиливаться по мере накопления негативного эффекта от антироссийских санкций. Не ее вина в том, что Соединенное Королевство переживает шторм, хотя Трасс как премьер могла хотя бы облегчить ущерб от стихии.

Если консерваторов и ожидает провал на выборах 2025-го, то не только из-за «железной леди-2», но и из-за проблем со сплоченностью. После Brexit тори так и не сумели найти общую идею, которая может вести их вперед. Возможно, этим можно объяснить и то, как быстро Трасс пришлось переориентироваться с планов Квартенга на планы Ханта. Значит, вплоть до 2025-го страну может ждать еще не один провальный пакет мер, после которого население еще долго будет лихорадить. Вероятно, впереди Соединенное Королевство ждет серьезный кризис, который омрачит премьерство любого, пускай даже самого талантливого политика.