Найти тему

Легендарная опера «Мазепа» продолжает собирать зрителей во Владивостоке

    Солистка Приморской сцены Мариинского театра Лилия Кадникова в роли Марии. Фото: Кирилл ДРУЖИНИН
Солистка Приморской сцены Мариинского театра Лилия Кадникова в роли Марии. Фото: Кирилл ДРУЖИНИН

Три премьерных показа легендарной оперы «Мазепа» с успехом прошли с конца сентября на Приморской сцене Мариинского театра. Свойственный опере исторический размах воплощен в постановке во всем своем великолепии. Режиссер Илья Шлепянов и известный советский театральный художник Александр Константиновский смогли создать эталон «большого стиля», полноценно соответствующий музыке грандиозной оперы, отразить масштабность событий, фабулы. Это живое, захватывающее, зрелище. Подробности - в материале «Комсомольская правда - Владивосток».

Этот спектакль - капитальное возобновление постановки 1950 года. «Мазепа», несмотря на свою столь долгую историю, не потерял ни силы, ни актуальности, ни харизмы.

    Солист театра Марат Мухаметзянов в роли Мазепы и солистка Елена Разгуляева в роли Марии. Фото: Кирилл ДРУЖИНИН
Солист театра Марат Мухаметзянов в роли Мазепы и солистка Елена Разгуляева в роли Марии. Фото: Кирилл ДРУЖИНИН

Основная линия оперы в истории юной красавицы Марии, дочери Кочубея, стольника Петра I, которая влюбляется в седовласого старца гетмана Мазепу. Вокруг их отношений и развивается сюжет оперы: трагедия напрасно влюбленного в Марию Андрея, казнь Кочубея гетманом, сумасшествие самой девушки. Это рассказ о гибельной и разрушительной силе страсти, которая может лишить человека разума. Все действие неотделимо от грозных и великих событий, потрясших молодую державу Петра I.

- Подготовка шла достаточно долго и напряженно, - рассказал Марат Мухаметзянов, исполнитель партии гетмана Мазепы в первом премьерном показе. - Работа над партией - это не только изучение материала самой партии. Это еще и изучение многих источников и литературных произведений.

Особенность исполнения партии Мазепы в том, что она предполагает довольно плотное озвучивание очень широкого диапазона. Есть и очень низкие ноты, и есть так называемый «предельный верх». Вообще эта партия считается одной из сложнейших в мировом репертуаре для драматического баритона. Но, по моему личному мнению, трудность даже не в этом...

    Солистка театра Лаура Бустаманте в роли Любови. Фото: Кирилл ДРУЖИНИН
Солистка театра Лаура Бустаманте в роли Любови. Фото: Кирилл ДРУЖИНИН

Мазепа очень непростой и многогранный персонаж. Противоречивый. Мы видим это и в поэме «Полтава» у Пушкина, и в либретто, и в исторической литературе.

В этой роли для меня было важно уйти от исполнения образа однозначного злодея. Вообще в моем репертуаре не так много положительных героев с общепринятой точки зрения. И если говорить лично о моем восприятии, то гетман Мазепа не категорически отрицательный персонаж. Говорят, чтобы понять человека, нужно представить себя в его обстоятельствах и с его набором качеств. И уже тогда и решать, как сам бы поступил на его месте.

Мазепа - это человек, которого на старости лет раздирают сомнения, противоположные устремления. Всеми силами он старается удержать статус-кво, баланс между личным и государственным, стараясь это не смешивать. Но так не всегда получается. И это в итоге приводит его к беде...- закончил Марат.

Конечно, есть разница между тем, что происходило действительно в истории, и тем самым персонажем, о котором речь идет речь в художественном произведении. Где-то в угоду художественного замысла, где-то - зрелищности. И на сцене мы видим яркую, ритмичную картину, которая захватывает зрителя, погружает его в трагическую историю любви и предательства.

    Сцена между Мазепой и Марией. Фото: Кирилл ДРУЖИНИН
Сцена между Мазепой и Марией. Фото: Кирилл ДРУЖИНИН

- Побывав в этом году на фестивале «Мариинский» и увидев оперу «Мазепа» в исполнении артистов Мариинского театра Санкт-Петербурга, мне стало интересно услышать ее еще раз в исполнении приморских солистов, - рассказала постоянная зрительница театра Екатерина. - Хотелось не только сравнить мастерство разных трупп, но и соприкоснуться еще раз с этим великим произведением Петра Чайковского. И, на мой взгляд, приморские артисты показали очень высокий уровень исполнительского искусства. Лично мне, хочется выделить мастерство солиста Сергея Севастьянова в роли Кочубея, его наполненное глубоким драматизмом исполнение, и сказать отдельное браво и глубокое почтение хору! Радостно на душе от того, что наши артисты смело берутся за произведения такой сложности. А мы, дальневосточные зрители, всегда рады их слышать, видеть и готовы своим вниманием поддержать в них самые смелые идеи и решения!

    Солист театра Алексей Костюк в роли Андрея. Фото: Кирилл ДРУЖИНИН
Солист театра Алексей Костюк в роли Андрея. Фото: Кирилл ДРУЖИНИН