В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект № 171683-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», согласно которому в случае предъявления взыскателем исполнительного документа в организацию (лицу), выплачивающую должнику заработную плату, пенсию и иные периодические платежи, указанная организация (лицо) обязана после удержания долгов обеспечить сохранение за гражданином-должником ежемесячно денежных средств в размере прожиточного минимума.
Исполнение указанной обязанности будет осуществляться на основании полученного указанным лицом или организацией, осуществляющими выплату периодических платежей, заявления от гражданина-должника о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.
Необходимость принятия законопроекта обоснована тем, что 01 февраля 2022 года вступил в силу Федеральный закон № 234-ФЗ от 29 июня 2021 г. «О внесении изменений в ст.446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», гарантирующий сохранение за гражданами-должниками заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации после взыскания долгов на основании принятых судебных актов. Однако в законе закреплён только алгоритм сохранения прожиточного минимума при взыскании задолженности судебными приставами-исполнителями, о котором я писал ранее в одной из публикаций.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем. Механизм защиты прожиточного минимума должника-гражданина в таких случаях Законом № 234-ФЗ от 29 июня 2021 г. не был предусмотрен. В связи с этим, на сегодняшний день отсутствует алгоритм защиты прожиточного минимума должника-гражданина при предъявлении взыскателем исполнительного документа непосредственно работодателю либо в ПФР. В таких случаях взыскание обращается на 50 % заработной платы либо пенсии должника. В последствии такие ситуации приводят к тому, что после удержания половины дохода (заработной платы, пенсии) гражданина-должника во исполнении исполнительного документа, у этого гражданина-должника не остается даже прожиточного минимума.
Принятие законопроекта позволит исправить существенный недостаток ранее принятого Закона о защите прожиточного минимума. Однако законопроект внесён в Государственную Думу РФ 27 июля 2022 г. и до сегодняшнего дня процесс его рассмотрения не начат. Не спешат депутаты исправлять свои недоработки в принятом более года назад Законе о защите прожиточного минимума.
Подписывайтесь на канал ЮК Результат, чтобы не пропустить новые публикации с полезной информацией. Для удобства подписчиков канала я распределяю наиболее полезные публикации в подборки для взыскателей и для должников. Также приглашаю присоединиться к группам ЮК Результат в VK и ОК.
В группах ЮК Результат в VK и ОК я оказываю следующие юридические услуги: