Загадочное скальное изваяние, известное путешественникам как Харон, возвышается над древним городом Антиохия (Антакья) недалеко от пещерной церкви Святого Петра. Учитывая близость расположения скульптуры к культовому объекту древности, где проповедовали святые апостолы Пётр и Павел, при созерцании творения работы неизвестного автора поневоле возникает ощущения сходства изваяния с ликом Девы Марии. Однако черты лица монумента абсолютно не просматриваются, при этом на плече отчётливо видны остатки другого неизвестного персонажа. Всё это творчество выделяется из скалы и находится в окружении стен некоего здания, которое также было высечено в твёрдой скальной породе.
1. Единственным письменным источником, рассказывающим о происхождении Харона (Харониона или Харония) является "Хронография" византийского автора Иоанна Малала (написана в VI веке). Автор издания родился и долгое время проживал в Антиохии и хорошо знал её историю и сопутствующие легенды. Вот что он пишет:
"Во время его правления, когда была чума, и многие люди в городе погибли, Лий, великий мастер, решил, что в скале на горе над городом должен быть вырезан огромный лик, увенчанный и глядящий в сторону города и долины. Он сделал это и написал надпись на нем, и остановил смерти от чумы. К настоящему времени антиохийцы называют этот лик Хароний.". Иоанн Малала "Хронография", книга VIII.
В Антиохии действительно случилась опустошительная чума во время правления Антиоха IV Эпифана во II веке до нашей эры. Эпидемий подобного масштаба в городе не было ни до, ни после правления указанного сирийского царя. Исследователи склонны верить заметке Иоанна Малала и насчитывают возраст каменного лика в 2200 лет.
2. Серьёзные археологические раскопки вокруг памятника производились в 1932 году под руководством археолога Джорджа Элдеркина. Тогда же был произведён иконографический анализ изваяния. К сожалению, указанную византийским автором надпись на памятнике не удалось, что объясняется элементарным вандализмом местных жителей древней Антиохии. Однако учёные смело предполагают, что талисманная надпись была стандартной для подобных оберегов города - παυσινοσοσ ("прекращающий болезни"). Дело в том, что Антиохия часто подвергалась нашествию врагов, разрушительным землетрясениям и потому была застроена подобного рода оберегами в виде колонн, бюстов богов с просьбой прекратить бедствие.
3. При рассмотрении памятника бросается в глаза не только то, что лица двух изваяний были уничтожены религиозными фанатиками в древности, но и то, что одна часть скульптуры практически завершена, а другая изначально была заброшена в процессе работ. То есть автор шедевра по неизвестной нам причине не имел возможности завершить свой труд. По всей видимости, скульптор сам погиб во время чумы или же госзаказ был отменён ввиду снижения уровня смертности среди населения. Так или иначе, скульптура Харона так и стоит незавершённой.
4. В ходе проведения раскопок пред каменным ликом были обнаружены остатки комнаты размером 8 Х 9,50 м. Северная и южная стороны этой комнаты вырублены в скале, однако сохранилось несколько каменных блоков, которые образовали западную стену комнаты с проходом. Материальных свидетельств существования крыши над святилищем не было обнаружено. Собственно, её наличие закрывало бы вид на памятник, призванный своим взором спасти город от бедствия. Далее мы видим, что стены помещения возведены вокруг маленькой площади перед памятником и образует своего рода священный участок (теменос) для алтаря, который был установлен перед памятником. Таким образом, скульптурная композиция под названием "Харонион" была спроектирована как храм под открытым небом, доступного для посещения всеми жителями Антиохии.
5. Главный вопрос, что за мифический персонаж был создан скульптурном на западном склоне горы Ставрин, было предметом дискуссий начиная с середины XIX века. При визуальном осмотре в каменном изваянии без труда угадываются черты женщины с длинными волнистыми волосами, голова которой покрыта двойным платком, столь модным у дам в эпоху античности. Однако люди на протяжении 2200 лет упорно называют таинственный лик Хароном.
Согласно древнегреческой мифологии, Харон являлся перевозчиком людских душ в царство Аида через реку Стикс (или Ахерон). За проезд паромщик брал оплату, поэтому умершим клали в рот серебряную монету. Сей обычай был популярен в Италии вплоть до XVI века, а в Греции встречается до сих пор. Считалось, что Харон не имеет право бесплатно перевозить души, в противном случае будет неминуемо наказан. Также он лишён права обратного перевоза посетителей подземного царства. Только наличие у визитёра золотой ветви из рощи Персефоны открывает ему путь назад. Ещё одним важным условием деятельности Харона является провоз только тех душ людей, которые обрели вечный покой в могиле.
Самое раннее письменное упоминание о Хароне встречается в эпической поэме Павсания "Миньяда" написанной в V веке до нашей эры. Приблизительно в это время появляются его первые изображения на керамической посуде. Часто паромщик представлялся в виде белобородого старика с длинными седыми волосами, которые на отдельных изображениях могли быть заплетены в косичку. Если греки относились с почтением к пожилому сотруднику царства Аида, то римляне изощрялись в его нелестных описаниях, утверждая, что Харон - "грязный, отвратительный старик" или “ужасный лодочник с седыми волосами, свисающими с подбородка, и грязной одеждой, свисающей узлом с его плеч..." (Апулей и Вергилий соответственно).
В Древней Греции Харонионом обычно назывались пещеры или ущелья, из которых выделялись ядовитые газы. При этом не часто, но в таких местах эллины устраивали небольшие святилища в честь мифического лодочника. В случае с Антиохией мы видим, что изваяние никак не похоже на Харона и здесь нет ядовитых пещер (хотя пещер здесь очень много). И всё-таки это Харон.
6. Только недавно учёным из Университета Хатая (Антакья) удалось выяснить, что таинственная скульптура не является ликом конкретного высшего существа, а есть микс из нескольких наиболее почитаемых в Антиохии божеств:
- Харон - был призван помочь переправить души умерших жителей Антиохии, пострадавших от невиданной чумы;
- Кибела - богиня-мать. Наиболее почитаемое божество у ионийских греков, с которыми себя ассоциировали греки Антиохии, хотя город относился к Северной Сирии;
- Атаргатис - богиня плодородия, владычица северных сирийских земель. Самое почитаемое божество среди населения в Северной Сирии;
- Тюхе (Тихэ) - богиня удачи, покровительница Антиохии. Восседает на плече у каменной скульптуры.
Выводы. Таким образом, Антиохийский Харон представляет собой культовое сооружение под открытым небом с монументальным бюстом, с небольшой фигурой на плече. "Харон" был построен во II веке до нашей эры по совету провидца, чтобы остановить чуму. Его расположение было выбрано таким образом, чтобы памятник был виден из города, бросая покровительственный взгляд на дома горожан. Памятник является ярким свидетельством местного культа великой богини-матери, которая управляет как жизнью, так и смертью, и греческого Харона - перевозчиком в подземном мире. В настоящее время невозможно с уверенностью сказать, была ли у населения изначально ассоциация памятника с Хароном или же она возникла с течением времени.
Рубрика "Путешествие по Турции":
______________________