Семь юношей прячась от преследования римских властей заснули в пещере возле Эфеса и проснулись спустя двести лет, когда прекратились гонения на христиан, а в двух Римских империях официальной религией стало христианство. Событие оказалось столь невероятным, что сам император Феодосий II Младший прибыл из Константинополя, чтобы лично убедиться в чуде и пообщаться с живыми свидетелями далёкого прошлого, использовав их случай в качестве примера против ереси коловрасеев и маркосеев отвергавших возможность воскрешения и ставящих по сути под сомнение деяния Иисуса Христа (согласно преподобному Иоанну Дамаскину).
По легенде, в Эфес прибыл со своим войском римский император Деций Траян ориентировочно в 250 году нашей эры. В честь этого события в языческих храмах города проводились служения и приносились жертвы. Семь юношей (Максимиан, Малх, Мартиниан, Дионисий, Иоанн, Серапион и Константин) из числа войска императора которых набрали из жителей города отказались предавать свою христианскую веру и не присоединились к общегородским торжествам. Если военачальники возмутились такому поведению юношей, то император Деций дал им время для размышления над своим поведением, предварительно лишив знаков воинского отличия. Однако, отроки не стали терять времени и покинули Эфес, спрятавшись в одной из пещер у подножия горы Охлон (Селион). Прослышав о бегстве молодых людей, Деций приказал отыскать их, а после сообщения об обнаружении юношей в одной из пещер, недолго думая велел и вовсе замуровать.
На самом деле, версий произошедшего очень много, но суть остается одна: при Деции семерых юных христиан замуровали в пещере недалеко от Эфеса. Чтобы отроки избежали мучительной смерти от голода, Господь погрузил их в крепкий сон, до тех пор, пока один из местных жителей в 450 году не решил разобрать кирпичную кладку пещере в надежде использовать бесхозное помещение в качестве загона для овец. К удивлению пастуха, в пещере мирно спали семеро юношей, которые при свете дня вскоре отошли ото сна.
Для отроков двести лет прошли словно одна ночь, и проснувшись ожидали наказания от Деция за совершённый побег. На разведку в город отправился Малх прихватив с собой денег для покупки провизии. Каково же было удивление юноши, когда он увидел изрядно изменившийся Эфес с христианскими храмами. Попытка приобрести хлеб за монету с изображением императора Деция привела к скандалу с последующим разбором у градоначальника Антипатра: пекарь был уверен, что Малх нашёл древний клад монет и пытался ими рассчитываться, что было запрещено законом.
Выслушав версию пекаря Антипатр также склонялся к мысли об очередном искателе сокровищ, однако необычный рассказ Малха о недавнем прибытии в город давно почившего Деция вынудило градоначальника пригласить на слушания мудрейшего епископа Мартина, увидевшего, что юноша не лжёт. Выслушав историю Малха епископ и градоначальник вместе с жителями Эфеса совершили поход к таинственной пещере, где обнаружили остальных отроков, для которых двести лет прошли как один день.
Мартин срочно отправил депешу в Константинополь императору Феодосию II, который незамедлительно прибыл в Эфес, чтобы лично убедиться в чуде воскрешения. После беседы с императором отроки вновь уснули долгим сном и явившись ему во сне, сообщили, что проснуться уже только во время всеобщего воскресения.
В дальнейшем, в V веке пещера Семи Спящих отроков эфесских была расширена и превращена храм, территория вокруг которого превратилась в обширное кладбище, а сам храм стал местом паломничества всех христиан отправляющихся в паломничество в Святую Землю. Куда пропали мощи отроков остаётся большой загадкой. Предполагается, что их похитили рыцари во время крестового похода, а части мощей оставшихся в пещерном храме были бережно собраны паломниками. В частности, у нас в России в храме Илии Пророка в Черкизове находится икона Семи отроков Эфесских с частицами их мощей, возможно их привёз игумен Даниил, который в XII веке посетил пещеру Эфес и оставил описание пещеры.
Легенда о Семи Спящих отроках эфесских является одной из самых красивых сказаний древности. Исследователи предполагают, что её появление в V веке вероятно объясняется сильным богословским спором и дальнейшем появлением новых ересей. Поэтому Феодосию II, активно принимавшему участие в богословских диспутах, необходимо было "чудо" подкрепившее действующее официальное учение христианства. С другой стороны, в настоящее время насчитывается 33 города претендующих на место рождения легенды о Семи Спящих отроках, что указывает на более раннюю историю её происхождения не связанную с религиозными дебатами.
В настоящее время пещера Семи Спящих отроков эфесских огорожена забором с колючей проволокой и закрыта для посещения ввиду аварийного состояния пещерного храма. Однако, вдоль периметра можно перемещаться и рассматривать внутренне устройство полуразрушенного сооружения. Экскурсоводы рекомендуют осуществлять обзор в полной тишине, чтобы не разбудить души спящих отроков.
Рубрика "Путешествие по Турции":
______________________