Найти тему
Мир в его многообразии

Здесь проповедовали апостолы: экскурсия в пещерную церковь Святого Петра

Маленькая пещера под горой Ставрис в Антиохии знавала многих великих деятелей эпохи раннего христианства. Изначально грот был домом скромного евангелиста Луки, рождённого на свет здесь же, в Антиохии, и который решил предоставить свою обитель для проведения тайных богослужений. Благо, что убежище было сокрыто от людских глаз на окраине города. Прибывшие ориентировочно в 37 году в Антиохию Варнава и Павел с благодарностью приняли сей дар на благо общины и с учётом возросшего количества единомышленников, принялись расширять пещеру. Учитывая строжайший запрет в Римской империи на христианские богослужения и в связи с этим участившиеся облавы солдат на приверженцев новой религии, грот предусмотрительно снабдили тайным лазом на случай неожиданной эвакуации (ныне туннель завален).

В 38 году в Антиохию прибыл апостол Пётр для разрешения важного вопроса о принятие в христианскую веру лиц не иудейского происхождения. Вопрос был насущным, так как в Антиохии проживали преимущественно греки, а новая религия привлекала к себе всё большое количество сторонников среди разных народов. Здесь же во время своей проповеди Пётр впервые назвал последователей учения Иисуса Христа христианами (в самой пещере или около неё).

Важно отметить, что в Антиохии слово "христианин" было придумано горожанами, а не учениками Иисуса Христа и являло собой оскорбление указывающее на приверженность к сектантству. Апостол Пётр, руководствуясь принципом "Не можешь бороться - возглавь!", трансформировал данное оскорбление в благозвучное определение преданных учению Христа как иудеев, так и представителей других народов:

"Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.".
Деяния апостолов 11:26.

По всей видимости, этот небольшой грот, где Пётр вёл свои проповеди, стал местом рождения Антиохийской православной церкви. А сам город после падения Иерусалима в 70 году нашей эры превратился в центр христианства.

Сама пещера небольшая: длина - 14 метров, ширина - 9,5 метров, высота - 7 метров. Удобство проведения богослужения объясняется не только удалённостью от центра города, но и наличием источника воды, обильно поступающей в грот. Благодаря источнику стало возможным проводить обряд крещения, не провоцируя горожан. Многие столетия спустя вода в источнике использовалась как лечебная, пока в результате землетрясения источник не пересох. Сейчас в правом углу пещеры наблюдается углубление, где скапливается влага, сочащаяся из трещины в стене. По заказу особо состоятельных туристов целебную воду могут черпнуть для утоления жажда/любопытства/надежды на исцеление.

Сейчас здесь располагается церковь Святого Петра, которая, вероятно, является древнейшей христианской церковью в мире. Разумеется, это оспаривается некоторыми учёными, регулярно проводящие исследования в пещере. В частности, указывается на сравнительно юный возраст немногих сохранившихся деталей интерьера церкви. Например, возраст мозаичного пола определяется "всего" в 1600 лет, т. е. работы были выполнены приблизительно в IV-V веках, в то время как деятельность апостола происходила в I веке.

Сторонники деятельности святых именно в данном гроте обращают внимание не на убранство секретной церкви, а на слои копоти на стенах и потолках грота. Правда, здесь стрелку хронографа потянула далеко в прошлое. Оказалось, что эта пещера всегда пользовалась спросом у людей задолго до нашей эры, а значит, вероятность существования здесь церкви в I веке достаточно высокая.

Несмотря на отсутствие в Библии прямого указания на место тайных встреч христиан в Антиохии, в том числе и конкретное местообитание Петра в городе, в католической церкви были уверены, что Пётр проводил свои богослужения именно в этом гроте. Так, по просьбе Папы Римского Пасхалия II в 1098 году крестоносцы, захватившие Антиохию, возвели перед пещерой каменную стену, чтобы уберечь святыню от вандализма местных жителей. В 1863 году Пий IX обращается к османскому правительству с просьбой дать разрешение на ремонтные работы покосившейся стены грота. Ремонт произвели монахи-капуцины при финансовой поддержке Наполеона III.

Небольшие ремонтные работы коснулись церкви в 1932 году. Тогда над алтарём была установлена небольшая мраморная статуя апостола Петра. Последний раз серьёзные реставрационные работы в пещерной церкви производились в 2014 году. И уже с 2015 года церковь открылась для посещения всеми желающими. Территория была облагорожена и, как всегда, облеплена автобусными площадками, сувенирным магазинчиком, высоким забором. И таким образом, была утеряна христианская простота. Впрочем, утеря простоты произошла ещё в IV веке с обустройством мозаичного пола.

Раньше пещерная церковь Святого Петра была окружена небольшим садом, который в эпоху Крестовых походов пользовался как место успокоения знатных крестоносцев. Здесь был похоронен император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, рискнувший перейти реку в доспехах, а также князь Галилеи Танкред Тарентский и князь Антиохии Раймунд де Пуатье. К сожалению, осмотреть их могилы не представляется возможным, так как в 1268 году они были осквернены в результате завоевания Антиохии султаном Бейбарсом I.

Особые примечания. Среди части учёных бытует мнение, что реальная церковь, где апостол Пётр проводил богослужения, находилась в другой части Антиохии. В источниках она известна как "Церковь Кассиана" (Кусьена или Кузиана), где покоилось тело известного сирийского монаха Симеона Столпника. Об этой церкви часто сообщают византийские хроники, особенно ярко освещая пышное строительство новой церкви на месте старой по приказу императора Юстиниана I. А он, как известно, был хорошим знатоком библейской истории. В честь какого именно Кассиана была названа церковь и где сейчас находятся её руины в бурно разросшейся Антакье (Антиохии) большая загадка.

Зона археологических раскопок возле церкви
Зона археологических раскопок возле церкви

Пещерная церковь Святого Петра в Антакье ныне является музеем и работает ежедневно с 09:00 до 18:00. Стоимость входа составляет 80 лир (дешевле взять комбинированный билет сразу в три музея за 150 лир: Музей Антакьи, Церковь Святого Петра и Музей-отель). Несмотря на сугубо христианскую историю, церковь пользуется спросом у посетителей разных вероисповеданий, поэтому пройтись спокойно здесь бывает трудно. Благодаря либеральной политике руководства музея здесь периодически проводятся христианские богослужения.

Рубрика "Путешествие по Турции":

______________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!