В прошлой статье я рассказал о "Ёжике в тумане" и "Орле за решеткой", о пользе логики, помогающей нам стать умнее.
Но в меня закрались и стали терзать смутные сомненья ...
Настолько ли я прав, насколько хочу продемонстрировать это?
И я оказался прав, засомневавшись в возможности своей неправоты.
Куда заводит логика?
Не "приводит", а именно "заводит".
Как леший, как блуждающие болотные огни заводят путника в непроходимую топь.
"Карта это не местность"
Первым эту очевидную истину сформулировал, кажется, Альфред Коржибский.
Да, хорошая карта помогает ориентироваться на местности., Но беда тем, кто перепутает символы на бумаге с реальными оврагами и косогорами!
Карта помогает ориентироваться на известной и хорошо изученной картографами местности. Но совершенно бесполезна при исследовании "белых пятен".
- "А причем тут неизвестные территории?", - спросите вы.
Умный значит эффективный
Это самое простое определение ума, проводящее демаркационную линию между "ботаниками" и людьми, успешными в реальной жизни.
"Ботаники" в школе - успешнее других.
Но по неведомой причине школьные троечники чаще преуспевают в реальной жизни. И чем больше величина успеха, тем меньший процент "ботаников" оказывается среди победителей.
(Даже если точно не определено, что такое "победитель". Например, К.Э. Циолковский был "победитель" или нет?)
И теперь - внимание в студию.
Успех - это результат, а не мысль в черепе, пусть даже очень логичная мысль.
А значит мысль Коржибского о разнице между "картой" и "местностью" к самому месту.
Можно в голове все "сделать" умно и логично. Но, не сделав ничего в реальности, так и остаться в позиции непонятого гения - неудачника. "Все богатые - дураки".
Конечно, "богатые" - это метафора. Даже, скорее, гипербола.
Успех определяется не только (а часто не столько) деньгами. Здесь много лукавства - в обе стороны, кстати. Но, как с метафорой успешности, давайте с большими оговорками, но согласимся.
- "А кто мешает-то?"
- "А в чем противоречие? Кто мешает умному действовать эффективнее недоумков и получать лучшие результаты?"
Вот мы и подошли к сути.
"Умному" мешает он сам. Его правая рука мешает его левой руке.
(Вы заметили, как я незаметно подменил понятия? Заключил термин "умный" в кавычки?)
Вспомним метафору "Орла за решеткой" из прошлой статьи. Школьные отличники подхватывают болезнь под названием "Страх ошибки".
Реальная жизнь - это монетка минимум с двумя сторонами - "правильной" и "ошибочной". А еще монетка иногда встает на "ребро". И совсем редко, но все-таки случается - "зависает" в воздухе. И невозможно точно предсказать исход очередной попытки.
Иначе говоря, реальность не идеальна, о чем сообщил нам почти идеальный, то есть очень умный человек по фамилии Эйнштейн.
"Если теоремы математики прилагаются к отражению реального мира, они не точны; они точны до тех пор, пока они не ссылаются на действительность".
И не только теоремы математики, но и теоремы логики, законы мышления. Ведь и математика - не что иное, как "символическая логика" (кажется, Б. Рассел).
"Синдром отличника" - это страх совершить ошибку.
В жизни он превращается в страх совершить действие.
А из этого логически вытекает "Страх успеха".
Умный, но неэффективный
В четвертой серии "Терминатора" губернатор американского штата Калифорния А. Шварценеггер говорит:
- "Старый, но полезный".
Но "шибко умный" человек, зацикленный сверх меры на правильности, на логике (вспоминаем "Орла за решеткой") крайне редко оказывается эффективным в реальной жизни.
А это уже логическая ошибка "автореферентности". Мы вступили в противоречие с изначальным определением "умности" как "эффективности".
Либо нужно
- изменить определение "эффективности",
- либо "умности".
Ваш выбор?
---------------------------------------------------------------
Приглашаю вас в свою группу ВК
На комментарии отвечаю.
----------------------------------------------------------------