Капитан 2-го ранга Ян Хендрик ван Кинсберген читал содержимое пакета.
Цикл рассказов о русско-турецкой войне 1768-1774 годов
Пакет был от командующего Донской флотилии вице-адмирала Алексея Наумовича Сенявина. Содержание пакета повторяло ранее направленные указания - пресекать попытки османского флота высаживать десанты на побережье Крыма, Таманского полуострова и проникать в Азовское море.
- Указания давать начальство гораздо! Только вот как их выполнять? - думал капдва.
В его распоряжении имелись два новоизобретенных (плоскодонных) 16-пушечных корабля "Корон" и "Таганрог". В условиях прибрежного плавания они ничего. Зато на морском волнении имеют плохую остойчивость и низкую мореходность, уступая в открытом море турецким кораблям и фрегатам. Но команды хороши - из местных греков. Командиры, хотя не нюхавшие пороху, но знающие свое дело - капитан-лейтенант Басов и лейтенант Колычев.
Кинсберген не давал экипажам засиживаться по портовым тавернам. Постоянно в море, проверяя в деле такелаж, сплачивая команду. После недавнего выхода оба корабля стояли на рейде Балаклавы и чинились по мелкому.
Позавчера с казачьих форпостов дали знать, что к Балаклаве приближается отряд турецких кораблей - 3 фрегата, шебека при 168 орудиях.
Выходило, что отряду российских кораблей предстояло морское сражение с превосходящим по артиллерии турецким отрядом.
Сражение
22 июня Кинсберген вывел свои корабли в Черное море. Свой флаг он поднял на "Таганроге". И не пожалел.
В 6 утра 23 июня Кингсберген видел в подзорную трубу турецкие корабли.
К полудню противники сблизились. Османы открыли сильный огонь. Из-за ветра "Корону" отнесло в сторону и весь огонь принял на себя "Таганрог". По вантам забегали проворные и храбрые греки. Они ставили паруса так как было нужно для маневрирования по ветру. А канониры "Таганрога" с неизменными трубками, с которыми их видимо похоронят в могиле наводили пушки по турецким кораблям. Их выстрелы в отличие от беспорядочной пальбы осман были точные.
В стороне билась "Корона". С нее сыпались ружейные залпы по османам в лодках, пытавшимся взять ее на абордаж.
"Таганрог" продолжать бить метко и кучно. На турецких кораблях свисал поврежденный такелаж. У шебеки сбило бушприт и он сильно мешал её маневрированию. Канониры "Таганрога" добавили османам еще веселья сбив выстрелами несколько рей. Шебека покинула строй.
На флагманском османском фрегате начался сильный пожар. Кинсберген невооруженным глазом видел множество убитых и раненых на его палубе.
На другом фрегате зияющая пробоина в борту была так велика, что при развороте из нее посыпались пушки.
Но и русским кораблям доставалось. По лицу Кинсбергена полыхнуло жаром от близкого разрыва. Османы наконец попали. И удачно. За борт смело старшего комендора и еще троих матросов.
Но это был последний удачный выстрел осман. Они не выдержали и поймав попутный ветер ушли. Преследовать их не было возможности, так как ветер был слабый.
Кинсберген приказал возвращаться в Балаклавскую бухту.
Реляция графу Чернышеву в Адмиралтейств-колегию
- Полная Виктория! Османы отказались от высадки в Балаклаве. У нас один офицер убит, из матросов 4 убито, 27 ранены.
- Справедливость требует от меня достойного засвидетельствования о мужественной храбрости гг. командовавших означенными кораблями и прочих бывших под командою их обер-офицеров, которые, будучи первый раз в действительном огне не только не мало не устрашились, но ещё примером своего усердия и расторопностью возбуждали своих подчиненных к отважному всех неприятельских нападений отражению…Честь этого боя следует приписать храбрости войск; с такими молодцами… я выгнал бы и черта из ада.
Статьи канала "История и культура Евразии" за октябрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы