Найти тему
Любитель балета

Балетное гала театра им. Сац: рассказ о содержании и впечатлениях

Оглавление

Была на двух балетных вечерах этого театра, делюсь второй частью впечатлений. 1-я была здесь (читать можно в любом порядке).

Напомню, что я с прошлой статьи взялась ненавязчиво сравнивать две московские труппы: Имперский русский балет (под руководством Г. Таранды, смотрела около года назад) и балет Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац (под руководством К. Симонова, смотрела недавно).

Программа Balletgala / гала-балет официально позиционируется как авторский концерт-спектакль Кирилла Симонова. Не верьте! Концерт как концерт, без связующего и режиссуры. Это ни хорошо, ни плохо, это факт. Я, кстати, за концерты.

И еще за объявление номеров, иначе не–экономию на конферансье: «деньги берешь, а корицу жалеешь». Да, так и было. Будь я дзен-кликбейтером, я бы выдала заголовок типа: «Не купил программку и ничего не понял. Как лопух пошел на балет». И ну и что, что внутри бы скрывалось, что не-лопух не опознал только целых несколько номеров, а Интернет, как ни странно, не помог.

Плюсы

Что понравилось, так это исполнение таких номеров как:

«Белое адажио» из «Лебединого озера» и «Умирающий лебедь»

Из того же «Лебединого озера» испанский танец (одна солистка с кордебалетом)

Вальс Мошковского

В концерте труппы Таранды было «черное па-де-де» из «Лебединого», тут «белое», и в обоих случаях не посрамлен великий балет, исполнено хорошо. Счет ровный, скажем. То же скажем и о «Лебеде» Сен-Санса: все попадаю на хорошие исполнения. Хоть и отличающиеся по хореографии и концепции: год назад лебедь был плавнее и скорее засыпающим, тут мятежнее и таки точно умирающим. Балетмейстер Фокин это допускал, см. одну мою старую статью:

Балет – не только большой. 5 хореографических миниатюр, которые вам понравятся
Любитель балета25 ноября 2020

И прав один мой комментатор: Одетта не переоделась и стала умирающим лебедем: я в бинокле все детали пачки вижу!

В испанском танце хореография указана М. Дроздовой и В. Кириллова. Прежде не видела.

Ну а вальс Мошковского – советская классика концертного репертуара. Сложная. Нужна техника поддержек, естественность поведения и танца, с чем исполнители справились. Номер балетмейстера В. Вайнонена родился аж в 1930 г. в эЛенинграде, но, сколь замечаю, прочно закрепился именно в московском концертном репертуаре.

Фото автора, исполнители на первом плане.
Фото автора, исполнители на первом плане.

«ВАЛЬС» М. Мошковского – хореографический раритет 1930-х гг.
Любитель балета23 апреля 2021

А, и да, его в программе не было, был по факту. Я читала программу на сайте и думала, что обойдусь ею… но она частично не соответствовала. А я программку не купила, думая, что своей «насмотренностью» обойдусь, и в первом отделении так и было. А далее: нет совершенства, не хватило! Причем обидно то, что все неопознанные номера мне понравились.

А пойдем к ложке дегтя, которая о другом.

Погода была прекрасная, принцесса была ужасная

Нам показали 3 обширных фрагмента из их «Спящей красавицы» в редакции Симонова: выход Авроры и адажио с четырьмя кавалерами, па-де-сис фей из пролога и вставной новосочиненный дуэт Авроры и Дезире на музыку симфонического антракта «Сон».

Из достоинств: костюмы весьма симпатичные. Да и трейлер балета весьма прилично выглядит, смотрите:

Но на деле мне увиделось, что спектакль довольно «кривой».

Чуть отступления. Однажды я сгенерировала заголовок «Говорят, «Спящая красавица» не настоящая! Была. В Москве». За ним скрывалась большая статья о постановке А. Мессерера с соавторами:

Говорят, «Спящая красавица» не настоящая! Была. В Москве
Любитель балета16 ноября 2021

И сохранившиеся фрагментики этой старой постановки никакого негатива у меня не вызвали. Да, «не настоящая», но хореография не вызывает отторжения. А здесь...

Начнем с пролога: кордебалет из шести «сиренек», 4 феи (потеряли ту, которая разбрасывает хлебные крошки) и 5-я фея сирени (поэтому поправимся: все же па-де-сенк). По мотивам привычной хореографии Петипа в привычных редакциях я увидела ну очень упрощенный текст. Это я скажу про все виденное, что основано на оригинале. И он от этого стал хуже. Особенно мои любимые вариации, засмотренные до дыр и со знакомым текстом. От феи-канарейки и феи смелости особенно не осталось ничего интересного. А с феей Сирени схитрили. Вариация у нее красивая и сложная обычно – Ф. Лопухова. А тут ей дали простенькую вариацию в постановке-реконструкции С. Вихарева, я ее узнала.

Но ладно пролог, потом я радостно приготовилась увидеть хит: адажио с четырьмя кавалерами (с предшествующим выходом Авроры). И опять то же самое: переставленный в сторону упрощения выход не произвел того эффекта, к тому же я заподозрила артистку в недостаточной аккуратности стоп, иначе пуантовой техники (подтвердилось). А потом меня не устроила высота экарте: даже советские Авроры обычно давали около 135 градусов:

Например, Алла Сизова в 1964 году.
Например, Алла Сизова в 1964 году.

А тут дело было, может, и не в технике, видимо, так поставлено:

Не выше такого (мое кривое фото, зато видно). И это не смотрелось.
Не выше такого (мое кривое фото, зато видно). И это не смотрелось.

В адажио изменений было все же немного. А потом я посмотрела упомянутый выше новосочиненный дуэт Авроры и Дезире на музыку симфонического антракта «Сон». Кто знает, в каком месте балета он находится? Если на своем месте, то это что же, это сон Дезире?

Дуэт поставлен Симоновым на классике, но сильно выбивающейся из эстетичного стиля М. Петипа: тут, на мой взгляд, было изрядно корявых и некрасивых движений и поз, не к месту. И хотя я не такой уж поклонник другого известного номера под эту музыку – «Павлова и Чеккетти» Дж. Ноймайера, но тут стала ностальгически вспоминать и его, особенно в исполнении Воронцовой и Цискаридзе на ее юбилее.

Все, ворчать мне надоело. Кому как. Может, кто видел целиком? Нашла один ролик, не официальный, в отрывочках.

Но барабан был... неплох

А потом были те неопознанные номера, которые мне понравились. Откуда-то в голове было ощущение, что они поставлены если не на этих точно артистов, то на наших современников точно, стиль – неоклассическая хореография, музыку тоже не узнала, но хорошо дансантная. И никаких моих претензий к технике!

В финале был заводной индусский танец из балета «Баядерка», или «танец с барабаном», как его называют в Большом. Замечательный номер и в балете и на концерте, при хорошем исполнении поднимающий дух. А здесь он был без кордебалета! Только трое солистов! (Они на фото в красном). Кордебалет, на прошлом вечере бывший половцами, уехал? Лайт, но в общем мне и публике хватило.

Видео с поклонов у меня общее с двух вечеров, слитое. И финал тоже под музыку «танца с барабаном».

Выводы? Простые. Нам в захолустье особо выбирать не приходится, если все-таки хочется провести вечер на балете, а не только смотреть его на экране. Это занятие себя оправдывает. Да и цены вполне нормальные обычно. У меня был бельэтаж, на Имперский балет 800, на театр Сац даже 400 руб. А вот собираясь прежде попасть в столицу, я в таких случаях перебираю на что бы балетное пойти. Пока в ближайшее время вроде бы больше не собираюсь. Временно заполонив канал отзывами, я и без них найду о чем бы написать дальше. Оставайтесь!

Спасибо за внимание!