Найти в Дзене
Акварель с Кирой Салимовой

Рождение цветового ореола — третье свойство дополнительных цветов

Оглавление

Продолжим беседы о цветовом круге.

Творчество — дело тонкое, но и здесь действуют определённые законы. Зная три свойства дополнительных цветов, художник всегда будет уверен в результатах своих экспериментов. Сегодня мы рассмотрим третье и последнее такое свойство. Ссылки на предыдущие заметки по теме цветоведения будут в конце этого материала.

Поясню для новых читателей. Я художник и преподаватель, мама шести детей. Специализируюсь на детском портрете и веду курсы по рисованию для взрослых.

Итак, напротив лежащие оттенки в цветом круге называются дополнительными. Запомним три основные пары дополнительных цветов: красный и зелёный, оранжевый и синий, жёлтый и фиолетовый.

Третье свойство дополнительных цветов звучит так:

— любое пятно яркого цвета рождает иллюзию цветового ореола дополнительного оттенка.

Приведу пример и объясню способ применения.

Сначала пример из жизни

Вы стоите у пешеходного перехода и ждёте своего сигнала светофора. Если не передвигать взгляд с красного сигнала, который не даёт пешеходам начинать движение, то вскоре вокруг этого кружка начнёт появляться свечение дополнительного оттенка — зелёного. Заметить это сходу, без привычки, непросто, поэтому после наблюдения за красным кружком попробуйте просто перевести взгляд на светлую поверхность. Вы увидите зелёное пятно. Это тот самый эффект цветового ореола дополнительного оттенка. Его показывает сетчатка ваших глаз, которая, как всё живое, стремится к гармонии.

Теперь о том, как это используется в живописи

Перед вами картина Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Альтист». Смотрите: на столе перед музыкантом в стакане на салфетке стоит букетик первоцветов.

Д. Д. Жилинский "Альтист", ДСП, темпера, 1972
Д. Д. Жилинский "Альтист", ДСП, темпера, 1972

В этой работе автор использует эффект ореола дополнительного оттенка вокруг яркого пятна. На репродукции целиком эффекта не видно, поэтому я публикую нужный фрагмент.

Д. Д. Жилинский "Альтист", фрагмент
Д. Д. Жилинский "Альтист", фрагмент

Вокруг жёлтых цветов мать-и-мачехи художник усилил яркость фиолетового фона, отчего цветы стали ещё выразительнее. Дмитрий Жилинский использовал третье свойство дополнительных цветов — способность рождать ореолы.

Вот тема цветового круга и исчерпана! Пользуйтесь! Ссылки на предыдущие три заметки смотрите ниже.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Чудесные пары цветов

Контрастность — первое свойство дополнительных цветов

Взаимное погашение — второе свойство дополнительных цветов