Каждый маленький ребёнок интуитивно знает, что делать с коробкой пластилина или с альбомом и карандашами. Но чем старше он становится, тем меньше становится уверен в своих способностях. За редкими исключениями, когда появляется творческое хобби и человек получает от него радость. С самооценкой профессиональных художников всё тоже непросто. Слишком много вопросов мы себе задаём. Достаточно ли я преуспел в технике? А есть ли смысл в моих работах? А актуальны ли они сегодня? И так далее по кругу.
Поясню для новых читателей. Меня зовут Кира Салимова. Я художник, преподаватель акварели и мама шести детей. Когда у меня родился четвёртый ребёнок, я сняла офис под мастерскую и сильно выросла профессионально. Уже через три года я выставлялась в Москве в галерее от IWS (Международное сообщество акварелистов), а ещё через два моя работа поехала в Китай. Где-то между этими событиями родился наши пятый и шестой дети, и я завела этот канал! И уже более четырёх лет делюсь тут полезной информацией об акварели и искусстве в целом.
Но вернёмся к человеку более приземлённой профессии, не художнику. Что ему мешает взяться за карандаш и краски? Ко мне в мастерскую приходят учиться акварели взрослые люди, и я могу что-то обобщённое на этот счёт сказать.
Итак, пять причин, которые мешают нам получить удовольствие от рисования.
В каждой линии мы видим недостатки
Взрослый человек привыкает к своей компетентности. Мы имеем твёрдые знания в одной-двух областях, разбираемся в смежных, правильно формулируем запросы, умеем искать информацию. И вдруг выясняется, что рисовать нужно учиться с нуля! Любой учащийся художественной школы может лучше провести линию и положить мазок краски. Обидно обнаружить своё неумение!
Это ничего. Взрослые люди рисованию учатся быстрее детей!
Глаза видят, но не объясняют
Очень неприятно бывает обнаружить несоответствие между тем, что мы видим и тем, что делает рука. Почему-то ясная форма яблока или пятипалый кленовый лист не так-то просто даются при передаче их на лист бумаги.
Кроме этого тут есть ещё одна неочевидная сложность. Иногда нужно рисовать не так как видно, а так как предписывает наука. Например, ступни человека нельзя изображать буквально в соответствии с тем, как мы их видим. Иначе получится стоящий на носочках человек.
Какая задача главная?
Новичок часто рисует картину будто вяжет шарф или пишет письмо — слева направо и сверху вниз. Он прорисовывает все части композиции одинаково, не держа фокус на главном. Такой способ изображения называется раздельным видением. Когда вы видите подобную картину, то не можете понять, что здесь не так. Вроде всё есть, но что-то не так. А дело в том, что не выделено главное, нет фокуса.
Слишком серьёзный подход
Рисование любит веселых. Любой художник — немного авантюрист. Он обязательно примешает немного синего не только в цвет травы, но и подчеркнёт синим рыжие волосы. Пробовать новые материалы, пачкать руки и фартук, выстригать кисти — это по-нашему!
Этот белый-белый лист
Страх белого листа приходит с первыми сомнениями подрастающего творца. Уже лет в девять-десять ребёнок обнаруживает, что он рисует "не по-настоящему". Вот тут и приходят на помощь художественные школы, в которых обучают не только науке рисования, но и творческим приёмам — работе от пятна, отпечатка, набрызга. Как хорошо, что и для взрослых сейчас есть множество курсов по рисованию!
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.