Найти в Дзене

Судьба экраноплана: история последнего сохранившегося "Орлёнка"

Экранопланы являются неотъемлемой частью разговоров об утерянной технологической мощи СССР. Огромные парящие над водой машины так и не успели стать массовым явлением, однако до сих пор будоражат умы населения. Масла в огонь подливают периодически всплывающие в верхах (и, разумеется, ни к чему не приводящие) разговоры о необходимости возобновления производства экранопланов. До наших дней дожили всего 3 крупных экраноплана: легендарный ракетоносец "Лунь" в Дербенте, недостроенный "Спасатель" в Нижнем Новгороде и транспортно-десантный А-90 "Орлёнок" в Москве. Вот именно об "Орлятах" и их непростой судьбе пойдёт речь дальше. Малые десантные экранопланы проекта 904 "Орлёнок" стали первыми экранопланами, поступившими на вооружение советского ВМФ. Каждый "Орлёнок" мог перебрасывать 2 БТР или до 200 морпехов на расстояние до 1500 километров со скоростью до 400 км/ч. Также эти машины могли летать "по-самолётному", поднимаясь на высоту до 3000 метров. Единственным вооружением транспортного экран

Экранопланы являются неотъемлемой частью разговоров об утерянной технологической мощи СССР. Огромные парящие над водой машины так и не успели стать массовым явлением, однако до сих пор будоражат умы населения. Масла в огонь подливают периодически всплывающие в верхах (и, разумеется, ни к чему не приводящие) разговоры о необходимости возобновления производства экранопланов.

До наших дней дожили всего 3 крупных экраноплана: легендарный ракетоносец "Лунь" в Дербенте, недостроенный "Спасатель" в Нижнем Новгороде и транспортно-десантный А-90 "Орлёнок" в Москве. Вот именно об "Орлятах" и их непростой судьбе пойдёт речь дальше.

Малые десантные экранопланы проекта 904 "Орлёнок" стали первыми экранопланами, поступившими на вооружение советского ВМФ. Каждый "Орлёнок" мог перебрасывать 2 БТР или до 200 морпехов на расстояние до 1500 километров со скоростью до 400 км/ч. Также эти машины могли летать "по-самолётному", поднимаясь на высоту до 3000 метров. Единственным вооружением транспортного экраноплана была турель со спаренным пулемётом "Утёс", расположенная за кабиной экипажа.

Всего были построены три серийных "Орлёнка": №21 в 1979 году, №25 в 1981 году и №26 в 1983 году. В общей сложности планировалось принять на вооружение от 100 до 120 экранопланов проекта 904 (в разных источниках указываются разные цифры). Позже это количество снизили до 24.

Однако в полноценное серийное производство "Орлята" пойти не успели, проблемы у них начались ещё до развала Советского Союза. В 1984 году умер главный сторонник строительства десантных экранопланов - министр обороны СССР Дмитрий Устинов. Новый глава минобороны Сергей Соколов оказался консервативнее своего предшественника и предпочёл направить финансирование на выпуск подводных лодок. Так был поставлен крест на строительстве экранопланов проекта 904. А ещё через несколько лет стране стало не до производства новых видов вооружений.

После развала СССР судьба трёх серийных экранопланов "Орлёнок" сложилась по-разному. Машина с номером № 21 (МДЭ-150) разбилась в августе 1992 года на Каспии во время шторма. Экраноплан № 25 (МДЭ-165) порезали в Каспийске в начале 2000-х (автор это текста, будучи ещё зелёным пацаном, лично наблюдал распиленные обломки этого "Орлёнка", лежавшие напротив экраноплана "Лунь").

-6

И, наконец, "Орлёнок" (МДЭ-160) с номером 26 - единственный уцелевший экраноплан проекта 904. Свой последний полёт "Орлёнок" №26 совершил осенью 1993 года. После этого экраноплан долгих 14 лет простоял на берегу в компании катеров и судов на воздушной подушке "Кальмар" и "Джейран". Летом 2007 года экраноплан по Волге через Нижний Новгород доставили на Химкинское водохранилище, где он стал экспонатом музея истории Военно-Морского флота России.

-7

Изначально планировалось, что внутри экраноплана обустроят кинозал для посетителей музея, но реализовать эти планы так и не удалось. Официальных экскурсий на борт "Орлёнка" тоже не водят, хотя внутренне состояние экраноплана близко к идеальному. Есть версия, что не делают это из соображений безопасности: экраноплан много лет стоит на крыльях и при большом скоплении людей на борту велика вероятность, что конструкция попросту не выдержит нагрузки. Так что посетители музея и просто случайные прохожие могут любоваться уникальной машиной только снаружи.

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

Кладбище самолётов в "Домодедово": судьба самолётов

Ход конём: зачем России истребитель Су-75 Checkmate

Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-144

Взлёт "Руслана", отдыхающий Ил-76 и редкий Boeing 737: аэропорт Минеральные Воды

ПД-8: Новый двигатель для нового "Суперджета"

Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-22М3

Самолёт на замену Ан-2: ЛМС-901 "Байкал"

Старый Ту-154 в деталях: от носа и до хвоста