Прошлый год был годом Достоевского и в этой связи удивительно - ни разу не прозвучала мысль о том, что великий русский писатель наряду с Эдгаром Алланом По и Чарльзом Диккенсом является высоким источником нуара.
Употребляя данное определение, мы подразумеваем, что к числу «низких источников» относится криминальные беллетристы Д. Хэммет, Р. Чандлер, К. Вулдрич. В то же самое время к «средним источникам» можно отнести наследие Уильяма Фолкнера. В этом случае определение «низкий» обозначает не «низменный», а «приближенный», «непосредственный».
То есть «высокие источники» - это те известные литераторы, которые в своё время формировали мрачный мета-жанр в целом. Под нуаром мы понимаем далеко не только криминальные фильмы 40-50-ых годов, но всё обширное культурное пространство, ограниченное с одной стороны классическим детективом, а с другой – готикой и жанром ужасов.
Тем удивительнее какой-то подозрительный отказ от идеи, что Достоевский – один из источников нуара, когда в западной киноведческой литературе, эта мысль звучит постоянно. Более того, именно Достоевского через «Записки из мертвого дома» делают основоположником тюремной драмы, которая ныне превратились в самостоятельный жанр.
Надо отметить, что многие романы Федора Михайловича можно отнести к числу нуарных, то есть это криминальные драмы, но не детективы. «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы» и т.д.
Например, легендарный роман «Игрок» был в 1974 году превращен в нео-нуар с Джеймсом Кааном в главной роли (светлая память замечательному актеру). А уже в нашем тысячелетии был предпринят ремейк с Марком Уолбергом. Весьма показательным является, что во втором фильме преподаватель литературы говорит о Камю, считавшем себя заочным учеником Достоевского.
Апофеозом адаптации творчества великого литератора под каноны криминального кино можно считать фильм «Прекрасный сон» (2009), «либретто» коего составлено из цитат романов Достоевского. К великому сожалению, перевод с русского на английский, затем обратно на русский привел к тому, что эта характерная особенность кинокартины фактически была утрачена.
Творчество Достоевского важно для криминального жанра не только в силу своей притягательной гениальности, но и прорицательности. Многие сюжеты были предсказаны и возникают в хрониках происшествий многие десятилетия спустя. Кажется, что Достоевский буквально спровоцировал их возникновение.
Например, рассуждениями в стиле «право ли имею» руководствовались «спонтанные преступники» Леб и Леопольд, которые в 1924 году совершили страшное преступление. Что примечательно, именно тогда немотивированное злодейство было обозначено как «трилл», что в итоге обогатило наш лексикон и словом, и жанровым направлением, а именно, триллер.
То есть Достоевский является одним из вдохновителей триллеров, что отнюдь не условность. Достаточно перечитать ночную сцену «с револьвером у шкафа» из «Бесов». Этот отрывок можно использовать как своего рода поучительный тест, мол, попытайтесь угадать, кто это написал? И большая часть предположит, что это современные криминальные писатели.