Найти в Дзене

Что значило быть актером в Древней Греции

Я уже как-то писал тут, что культура Древней Греции носила ярко выраженный состязательный характер. Состязательностью были пронизаны фактически все сферы жизни, и театр не исключение. Более того, он и возник-то в результате конкурса трагиков. Авторы трагедий соревновались на трехдневных конкурсах, читая свои произведения, и жюри выявляло победителя. Побеждал, понятно, тот автор, чья история была интереснее, изложена хорошим слогом и представлена автором громко, в лицах, интонированно.

По сути, автор пьесы выступал и единственным актером. Чтобы было понятно, за какого персонажа он говорит, приходилось менять маски.

Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях

Представление в древнегреческом театре. Картинка из открытого источника в Яндексе
Представление в древнегреческом театре. Картинка из открытого источника в Яндексе

В этом качестве прославился драматург Феспид. Он прекрасно играл все роли в своих пьесах, а функции комментаторов брал на себя хор. Потом Эсхил изменил ситуацию, выведя на сцену второго актера. Ему поручались второстепенные персонажи. А потом Софокл ввел еще и третьего актера, а сам отказался выходить на сцену, сославшись на слабый голос. Так установились правила классического греческого театра: выступают три актер (только мужчины), играющие по несколько ролей, и хор, который песнопениями комментирует происходящее.

Чтобы стать актером в Древней Греции, требовалось, прежде всего, иметь звучный голос и отличное здоровье, поскольку выносливость нужна была немаленькая. Кроме того, был необходим музыкальный слух, ведь приходилось петь.

Театральные маски. Картинка из открытого источника в Яндексе.
Театральные маски. Картинка из открытого источника в Яндексе.

Притом первый актер считался основным и мог участвовать в конкурсе за приз, остальные призов не получали. Распределение ролей происходило по воле архонта или по жребию. Пьесы у греков были только двух видов — трагедии и комедии. В комедиях могли участвовать до пяти актеров. Амплуа трагика или комика прикреплялось к артисту навсегда.

Как профессия, актерство оформилось к IV веку до н. э. Тогда же стали появляться труппы, их называли «ремесленники Диониса». Считалось, что ее участники служат богу театра. В трагедиях актеры выступали в длинных одеяниях и ходили в котурнах (сапоги на платформе). Комики же носили короткие одежды и гротескно подчеркивали подушками зад и живот. Разумеется, все, включая хор, были в масках. В актеры шли добровольно, а вот в хор могли и забрить под предлогом исполнения общественного долга.

Читайте еще на моем канале:

Будучи в Вене, трудно не обратить внимание на этот странный дом

Что эта за штука такая - римский додекаэдр, и какая тайна его окружает