Найти тему

Чувства "я есть", "я имею право быть". Самоценность

Оглавление

"Тварь я дрожащая или право имею" - про что эта фраза?

Переписка на нашем сайте KgMinus.ru натолкнула меня на воспоминания.

Я вышла из больницы, а там парк, солнечный апрельский день. Я стояла ошарашенная обычным ветром, как от него качаются ветки.

В тот день у нас была практика в клинике. Молодой парень, не помню точно, лет 30, в коме. И жив и не жив.

И очень надо помочь ему захотеть жить, чтобы он стал сотрудничать с врачами. Можно начать реабилитацию, но он не хочет. Технически он может начать двигать пальцами рук. И всё. Больше ничего не может и вряд ли сможет.

Тяжелое, давящее ощущение было в палате, как задыхаешься, как ощущаешь холод из-под земли. Так и хотелось его встряхнуть и сказать что-то типа "парень, да ты чего! вставай!". Что он не встанет, что у него разорваны связи в мозге, осознавать было просто невыносимо.

Первый раз в жизни я видела человека в таком состоянии, и вышла просто даже не понимая, куда иду.

Было обеденное время, нужно было поесть и ехать в университет, ещё пары до вечера, а я присела в парке на лавку, ноги ватные и смотрю на ветки, белка на них, птицы.

Жизнь.

А там, в палате, жизни не было. Хотя вроде бы технически лежит живой человек.

Не дай Бог никому! Я ни в коем случае не обсуждаю и не оцениваю. Я рассказываю свои ощущения исключительно.

И стала вспоминать себя раньше, как в юности искала ярких впечатлений.

Тут поясню, что пошла учиться на клинического психолога в МГУ уже в довольно осознанном возрасте, на момент той практики мне было 35 лет.

А в 20 я жила очень ярко, страха не знала, лезла во всё и везде.

Прыгала с парашюта, ныряла на глубину 40 метров (хотя мне с моей подготовкой это было запрещено, там уже работают другие законы и их нужно знать, учить, уметь быть на такой глубине), была на высоте 4200 м, на Эльбрусе, где тоже без подготовки быть не желательно, воздух разреженный и уже задыхаешься, нужна адаптация.

Мало того, я там оставалась одна. Потому что я хотела ощутить мир с высоты, когда я одна выше гор... Лежала на снегу, смотрела по верхушкам гор, думала про жизнь.

НО

я тогда про жизнь именно думала, а чувствовала ли?

Это моя фотография. Я выше гор, я смотрю на горы сверху. И я тут одна. Люди уехали вниз. Мы спускаемся на сноубордах, там полоски справа - это трасса, а черные точки на ней - это люди, наша группа, уехали вниз.
Это моя фотография. Я выше гор, я смотрю на горы сверху. И я тут одна. Люди уехали вниз. Мы спускаемся на сноубордах, там полоски справа - это трасса, а черные точки на ней - это люди, наша группа, уехали вниз.
Это я, Кочеткова Наталья, приятно познакомиться, с кем ещё не знакомы :-)
Это я, Кочеткова Наталья, приятно познакомиться, с кем ещё не знакомы :-)

Катаемся вне трасс, что вообще то запрещено, т.к. можно подрезать снег и пойдет лавина. И один раз на нас шла лавина.

Катались даже без шлема! А кругом камни, на которые в легкую можно налететь. Люди так доски ломали, не говоря уже о чем-то более мягком, к примеру, о голове ))

А это я уже с гипсом на руке. Спасибо, что на руке )) И уже хожу в джинсах и без доски, отпуск для меня закончился, накаталась :-)

-3

Такие вещи заставляют немного включать голову и осознавать ограничения ))

Но чувствовала ли я тогда жизнь?

При всех безумствах и богатстве внешних впечатлений...

Самое сильное потрясение я пережила в тот апрельский день после практики.

Из палаты хотелось бежать, потому что она затягивала атмосферой небытия, казалось, поглощала меня. Как спуститься в душное подземелье с чувством, что здесь и останешься, никогда отсюда не выпустят.

Господи, как восхитительно было тогда выйти на улицу, вдохнуть свежий воздух, ощущать себя живой! Я вспоминаю то чувство часто. Я не могла насмотреться на воробьев...

Резкий был контраст между жизнью и не жизнью. Как говорится, всё познается в сравнении.

Обычный ветер в парке, когда я вышла из больницы и увидела самые обычные деревья, как прыгают самые обычные воробьи...

Жизнь!

Немного неожиданный переход, но потом станет понятна моя мысль.

Модные ныне тенденции на "принятие себя" идут от К. Роджерса.

Психологическое консультирование в университете у нас вела Спиваковская Алла Семеновна, заслуженный профессор МГУ, доктор психологических наук, регалий очень много, но не в них суть.

Она была на марафоне Карла Роджерса.

Карл Роджерс - это такая величина, о которой трудно говорить в одном предложении, вскользь. Во многом он перевернул психологический мир.

-4

В конце 80-х, когда открыли границы, Карл Роджерс 2 раза приезжал к нам в МГУ и проводил марафоны, которые меняли людей, меняли их восприятие способа работы, психотерапии.

Тут важно заметить, что на марафонах и сессиях Роджерса были люди уже очень опытные, профессора, доктора психологических наук, а не какие-то наивные люди.

И вот среди других участников, была и Алла Семеновна, уже сказала об этом.

При знании всех техник, всех психологических традиций, при обучении нас психологическому консультированию она делала акцент именно на подходе Роджерса, потому что он перевернул её профессиональные подходы и взгляды.

Она рассказывала, как после марафона поняла, ощутила, просто невозможность жить старыми способами. И она создала свою систему, можно сказать психотерапии, но это скорее философия жизни, беатотерапия.

И там важная мысль:
живое хочет жить
или
живое хочет быть.

Самоценность

Ещё один крупный психолог, ученицей которого является Алла Семеновна - это Вирджиния Сатир. Она ввела понятие "сосуд самоценности".

Я размещу фото с лекции, а потом поясню.

Мой 5-ый семестр обучения на клинического психолога в МГУ, лекция Аллы Семеновны по психологическому консультированию.
Мой 5-ый семестр обучения на клинического психолога в МГУ, лекция Аллы Семеновны по психологическому консультированию.

Не знаю, видно ли текст на фото? Мне кажется, что видно. Пишите в комментах, если что-то не разборчиво, и я перепишу текст со слайда.

Я фотографировала для себя, никогда бы не подумала бы, что буду это описывать для широкой аудитории.

Самоценность - ощущение наполненности жизнью (если сказать просто).

Самоценность - это чувство. Оно не требует обоснования и доказательств.

Нужно отличать от самооценки:

-6

Самооценка

- это когда я именно оцениваю свои качества. Это мыслительный процесс. Можно сказать, объективный (в идеале, при адекватной самооценке).

Самоценность

- это ощущение себя живым, наполненным жизнью. Я есть и это не требует обоснований.

Но часто мы теряем ощущение жизни в самом себе.

-7

Сосуд самоценности

- переживание Бытия в себе.

Если у нас есть это переживание, то не возникает вопросов о смысле жизни, она самоценна, самооправдана. Жизнь ощущается как невероятное чудо. У нас много сил, энергии.

А если наш "сосуд самоценности" где-то продырявили, то она как бы выливается, и мы ощущаем, что нет сил, нет энергии, что жизнь серая, и зачем тогда всё это?

Алла Семеновна нарисовала этот сосуд самоценности сбоку на доске:

Из "пробоин" вытекает наша самоценность
Из "пробоин" вытекает наша самоценность

Это достаточно мягкий взгляд на утрату самоценности. В практике встречаюсь с ситуациями, сформулированными намного резче.

я не имею права быть

Дети авторитарных, властных родителей приходят к выводу, что "у меня нет права быть".

То есть, нет права на свои желания, мнения, решения, на себя вообще, на свои чувства вообще.

  • Есть только слово "надо".
  • И есть список, полученный от взрослого, чего именно надо.
  • Коррекции со стороны ребенка он не подлежит.

Вот так, к примеру, это может звучать:

-9

Ты должна меня слушать. Всё. Точка.

Я мать.
Моё "хочу" равняется твоему "надо".

И тогда существование ребёнка становится безжизненным.

Ребёнок как бы самоликвидируется.

  • Отключает свою чувствительность.
  • Нет его.
  • Есть только другие люди, которые распоряжаются его жизнью.

Зачастую это дает протесты. Я имею право быть! Я могу отстоять себя!

И тогда со стороны родителя идут манипуляции отвержением, чувством вины, унижение, что мал ещё и не имеешь право мне "великому" перечить.

В своем курсе "7 шагов к стройности" я называю это "блокировка развития как Деятеля", описываю на шаге 1 механизмы взаимодействия и причины такого поведения родителя.

И ребёнок всю жизнь доказывает, что имеет право быть, решать, чувствовать.

  • А при этом свои чувства отключает и в реальности не живет,
  • эмоций своих не понимает,
  • потому что с ними не контактирует (они мешают и всегда не такие, как предписано "сверху", ведь ощущается злость и бунт, а предписаны любовь и уважение),
  • со своей жизнью не контактирует (она принадлежит другим людям),
  • и мы получаем одну из самых распространенных причин переедания.

Описывала в статье:

листопад не доказывает, что он есть, он просто есть

Эту фразу я взяла из переписки под анонимным постом на нашем сайте KgMinus.ru.

И маленький кусочек переписки, из которого была взята эта фраза:

"Я есть

Я слышу

Ты слышишь себя?

Ты знаешь где тут ты?

Не работа, не дети, не семья, а ты?

Блин, это так клёво, быть

Слышимой…

Листок падает и то слышно

А я целый человек! И я себя слышу, я есть…

Черт, это здорово

Это так странно… одно дело читать про это, другое - взять и почувствовать…

Мне кажется это ни в какие слова нельзя упаковать)))

И да, кажется, что это уже не отнять : я есть и точка:

вот жеж: только прислушайся… как шорох листьев, тут не надо орать и доказывать, листопад не доказывает, что он есть, он просто есть: открой глаза … или закрой и прислушайся."

Если вам интересно прочитать всю переписку, то размещаю ссылку на пост.

Но суть уже написана.

Я есть. Это факт.

Если бы всё было так просто

Как уже обозначила, ребёнок от себя отказывается не просто так, а из-за манипуляций разными чувствами.

Уже упоминала чувство вины, отвержение и др.

Разбирала немного в статье:

  • И, если ребёнок вдруг решил не доказывать своё право на существование,
  • а просто осознал, что "я есть и точка",
  • то это ничего не поменяло.

Прям совсем ничего.

Потому что потом начнется привычная жизнь с привычными реакциями на привычных людей. Потому что ситуация держится чувством вины, страхом отвержения, страхом осуждения и т.д.

Чтобы в реальности что-то поменялось, нужно разобрать семейную систему, увидеть-осознать свои чувства и реакции в каждой ситуации.

Огромная работа на много лет, если говорить про серьезные изменения. Но дорогу осилит идущий!

Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.