Как-то раз известный металл-исполнитель, скрывающий истинное имя под кликухой Роб Зомби, решил, что он ещё и великий кинорежиссёр. Ну, а чё? Видеоклипы же он для себя любимого уже снимал! И начал Зомби снимать фильмы ужасов. Правда, не про зомби. Но зато неизменно — со своей женой в качестве актрисы (желание похвастать лишний раз такой красоткой и объяснимо, и даже похвально).
Что же у Роба Зомби получилось в кинокарьере? Очень на любителя получилось. На любителя кровищи, грязищи и прочей чернухи. Как правило, в его фильмах сложно найти хоть одного персонажа, которому хотелось бы сопереживать — все они какие-то агрессивные, злобные или попросту ниччёмные. Ещё сложно найти в фильмах Зомби хоть какой-то смысл, помимо задачи вызвать в зрителе отвращение. Именно отвращение — пусть Зомби и работает в жанре ужасов, но вызвать в публике страх у него как-то не получается. Ну, понятно, почему не получается. Для этого ведь тоже талант нужен, а не просто страсть к садизму, которая сублимируется им в кино (и это тоже похвально — всё лучше, чем если бы он сам брался за колюще-режущее оружие и резал людей в реале).
С режиссёрскими талантами у Зомби как-то не очень. В этом он даже с Джоном Карпентером сравниться не может (а ведь тот тоже далеко не Тарковский). И это очень хорошо заметно по «Хэллоуину», который он имел наглости переснять в 2007. При этом, Зомби сам признавался, что не любит ремейки классических ужастиков. Так, какого же чёрта?!
Вообще-то, снимать Роб Зомби хотел приквел классического «Хэллоуина» — рассказать о детстве Майкла Майерса, объяснить, как он докатился до жизни такой. И только после этого, если бы предыстория получилась, заделать и ремейк. Но студия на это не пошла и уговорила его объединить обе задумки. Вот так и вышло, что «Хэллоуин» 2007-го года — это одновременно и приквел, и ремейк карпентеровского жанрового шедевра. Из которого ничего путного не вышло.
Идея объяснить маниакальность Майкла Майерса изначально была ошибочной. Всё свелось к банальному «мама — распутница, папа — агрессивный алкаш, сестра — давалка… ну, кого могла вырастить такая среда?». И банальность — это бы ещё ничего (хотя, в фильме выглядит действительно тупой чернухой и неправдоподобным нагнетанием омерзения). Но такое объяснение (как, наверное, любое другое) моментально лишило культового персонажа инфернальности. Ведь чем хорош был классический Майерс? Тем, что был сосредоточением вселенского Зла, его воплощением, его носителем. Образ становился мистический безо всякого добавления мистики в сюжет.
Инфернальностью оправдывалась в классическом киносериале неубиваемость Майкла Майерса, его способность встать и продолжать душегубства после любого ранения, после любого падения, после горения в адском пекле. Ну, действительно, как можно уничтожить Вселенское Зло? Никак! С ним можно только вечно бороться. Но Роб Зомби и тут приземлил знаменитого киномонстра со своими (никому не нужными) логическими обоснованиями. В его «Хэллоуине» Майкл Майерс — это просто здоровенная детина, совершенно непробиваемая в силу своих физических параметров (непонятно, как полученных в условиях психушки, где он содержался сызмальства). Такого действительно сбить с ног можно только танком. От такого действительно пули отскакивают, как от стального.
Сделав из Майерса обычного, просто очень рослого и мускулистого мужика с трудным детством и тесаком в руках, Роб Зомби разрушил всю суть одного из знаковых персонажей фильмов ужасов. Попросту уничтожил его (и ладно бы, привнёс что-то взамен!). А заодно в своей версии «Хэллоуина» он одну из лучших и самых страшных сцен оригинала превратил в какую-то тупую клоунаду.
В этой сцене — вы её, конечно, помните, молодой любовник одной из будущих жертв Майерса идёт после любовного акта на кухню за пивом. А в спальню к девушке возвращается уже Майкл. На нём простыня с прорезями для глаз и очки парня (чье тело остывает где-то в коридоре). Девушка поэтому не сразу понимает, что произошло нечто ужасное и общается с убийцей, как со своим возлюбленным. И у Карпентера это действительно жуткая сцена!
А что у Зомби? А у Зомби всё тоже самое, с одним отличием. В спальню, прикрытый простыней возвращается… здоровенный громила, головы на 3 выше ушедшего любовника. Но полуголая девица этого в упор не замечает, даже подойдя к нему в плотную! И это доказывает, что Роб Зомби — не просто бездарный режиссёр. Он режиссёр глупый и совершенно не понимает, что снимает.
Режиссёрская глупость видна и в других сценах. Она буквально разлита по фильму, проявляется в бездумной тряске камерой (ради придания «большего динамизма», который умные режиссёры обеспечивают постановкой сцены, выстроенным темпоритмом, актёрским трудом и монтажом), в неумении вызывать сочувствие к персонажу, попытках напугать натуралистичностью бесконечных, однообразных умерщвлений как случайных персонажей, так и второстепенных героев. Карпентер вызывал страх не при помощи вёдер томатного сока, а смертей в его слэшере всего-то 7, часть из которых вообще происходит за кадром!
В итоге зрителю остаётся скучать, чуть оживляясь при появлении на экране очередной знаковой для жанра фигуры. Вот Брэд Дурифф в роли шерифа! А вот Удо Кир в мизерном эпизоде с директором психиатрической клиники! Таких камео в фильме Зомби много (да и на второстепенные роли он набрал культовых актёров из ужастиков). И это становится едва ли не единственной положительной составляющей этого нудного, выматывающего и необязательного приквела-ремейка.
Но с «Хэллоуином» Роба Зомби случилось чудо, вообще свойственное почти всем составляющим этой долгоиграющей франшизы. При всех своих невысоких художественных (да и попросту зрелищных) достоинствах, фильм собрал великолепную кассу в 80 с лишним миллионов долларов (это при 15-миллионом бюджете!). И неизбежность продолжения стала очевидной.
Сиквел ремейка вышел через 2 года и вышел… ещё хуже первого фильма! Нудность и однообразность никуда из него не выветрились. Майкл Майерс прёт напролом через двери, окна, стены, хватает своих жертв и режет их на куски через каждые пять минут. И это уже к середине фильма выматывает совершенно. Как-то развлекают вкрапления сцен с Малькольмом МакДауэллом, который продолжает максимально далеко отходить от образа заботливого и ответственного доктора Лумиса, каким его выстроил в классической киносерии другой британец, Дональд Плезенс.
Лумис в изображении МакДауэлла максимально безответственен и самовлюблён. И пусть его эгоизм никак не вписаны в сюжет, пусть сам Лумис для фильма «не пришей кобыле хвост», но на лицедейство отличного актёра (давно увязшего во всякой дребедени) по крайней мере увлекательно смотреть.
Вот с придумкой набить под завязку фильм знаменитостями, памятными по старым ужастикам, у Роба Зомби в этот раз не заладилось. Поэтому его «Хэллоуин 2» не может порадовать хотя бы этим достоинством. Какой-то мало-мальской заменой можно назвать сцены снов и эдаких «психических» провалов, которые хотя бы выглядят стильно. Но этого всего крайне мало, чтобы на просмотр сиквела стоило тратить 2 часа своей жизни. Зрители, даже самые верные поклонники Зомби, именно так и решили. Поэтому при том же 15-миллионом бюджете фильм принёс вдвое меньшую сумму, не дотянув в мировом прокате даже до 40-миллионной отметки.
На том роман Роба Зомби с Майклом Майерсом и закончился. Оно и к лучшему. Впереди зрителей ещё ждала «перезагрузка» старого карпентеровского сюжета, и вот она вышла чуточку поталантливей.