Мало какая киносерия (ну, не люблю я словечко «франшиза»!) может похвастать таким количеством сиквелов, приквелов и ребутов, как «Хэллоуин». И оно понятно, ведь режиссёр Джон Карпентер, сняв в 1978-м году самый первый фильм про неудержимого маньяка Майка Майерса, задал подал пример, как за «копеечные» 325 тысяч долларов сделать фильм, который принесёт в 144 раза больше! Понятно, что многие пытались повторить этот фокус, прибегнув к схожей схеме. Но даже с теми же ингредиентами, с Майком Майерсом в злодеях и с Джэйми Ли Кёртис в качестве главной звезды, настолько эффективно провернуть тот же трюк не получается ни у кого. Однако, попытки сделать это киношники не оставляют уже больше 40 лет!
«Хэллоуин» / Halloween (1978)
Накануне Дня всех святых из психиатрической лечебницы сбегает 21-летний юноша Майк Майерс, который в детстве зарезал мясницким ножом свою старшую сестру. Маньяк возвращается в родной город, где прячет лицо под бледной маской, вооружается ножами и начинает охоту за старшеклассницами, которые подрабатывают сиделками для соседских детишек. Главной целью Майкла становится скромняга Лори. А по следу своего крайне опасного пациента тем временем идёт доктор Лумис.
Эталон для фильмов ужасов про безумцев, одержимых жаждой убийства. Вдохновившись хичкоковским «Психо», Джон Карпентер неожиданно «изобрёл» новый жанр — слэшеры. Именно в «Хэллоуине» сформировались главные жанровые составляющие: душегуб, которого невозможно остановить (и который мистическим образом воскресает после самых ужасающих умерщвлений), наказание за внебрачные связи, подростки в качестве главных жертв и разнообразные колюще-режущие предметы, как основной арсенал для злодеяний.
«Хэллоуин II» / Halloween II (1981)
Действие второго фильма начинается ровно с того же, с чего заканчивается первый «Хэллоуин»: словив 6 пуль из револьвера доктора Лумиса, неудержимый маньячило Майкл Майерс сбегает, как ни в чём ни бывало. Он шествует через весь городок (который постепенно охватывает паника) к отдалённой больнице, куда госпитализировали травмированную Лори Страуд. И вскоре кровавый кошмар из уютных домишек перемещается в коридоры и палаты ночной больницы.
Воодушевлённые фантастической самоокупаемостью первого фильма, студийные боссы влили в продолжение гораздо больше денег. Это заметно по более качественному гриму, который уже не стесняются показывать «в полный» рост и по нескольким довольно сложным и дорогостоящим сценам (например, по той, где человека сбивает машина, припечатывает его дело о другую и вспыхивает). И даже простенькую, но нагнетающую напряжение мелодию, сочинённую самим Карпентером, сделали более «богатой» при помощи аранжировки. Фантастических результатов сиквел в прокате не показал, но тоже принёс отличную прибыль, окупившись десятикратно.
«Хэллоуин III: Сезон ведьмы» / Halloween III: Season of the Witch (1983)
К доктору Дэниэлю Чаллису в ночную смену попадает странный пациент. Он словно бредит о какой-то грядущей гибели для всех и крепко сжимает детскую маску для празднования Хэллоуина. Пациент действительно гибнет насильственной смертью, а его душегуб кончает с собой не самым лёгким образом — поджигает себя в собственной машине. Доктор вместе с юной дочерью погибшего пациента пытается разобраться, кто стоит за этими странными происшествиями. Для этого они вдвоём отправляются в городок, где работает фабрика по производству детских масок для Хэллоуина.
К третьей части Карпентер сам устал от собственного сюжета, поэтому написал совершенно новый, максимально далёкий от оригинального фильма. В «Сезон ведьмы» напихали роботов, Стоунхендж и зловещего магната, сдобрили порцией сатиры — на американское телевидение, на телевизионную рекламу, на коммерциализацию праздников. Карпентер написал новую незатейливую (но очень прилипчивую) мелодию. Но без доктора Лумиса, Лоры Строуд и даже Майкла Майерса новое продолжение смотрелось очень странно. К тому же режиссёр Рик Розенталь эту дебютную свою постановку не совсем сбалансировал по части насилия и логичности. И хоть фильм провальным не стал, принёс он ещё меньше прибыли, чем сиквел (почти 14 с половиной миллионов при затратах в 2 с половиной миллиона). Это стало «звоночком» для студий, и в дальнейшем в киносериал вернули его безликого злодея.
«Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса» / Halloween 4: The Return of Michael Myers (1988)
Убедившись, что под названием «Хэллоуин» зритель не желает видеть иных сюжетов, кроме как злодеяний Майкла Майерса, продюсеры вернули вроде бы сгоревшего в конце второго фильма маньяка на экран. Мало того, вернули и доктора Лумиса, даже не пытаясь объяснить, а ему-то как удалось выбраться живым из огненного пекла. Но тот же фокус не прошёл с Лори Строуд — актриса Джэйми Ли Кёртис к тому моменту уже стала какой-никакой звездой, гонорарные запросы возросли, а творческие амбиции не позволяли появляться в каком-то там пустячке про убивца в мертвенно-бледной маске. Поэтому в четвёртой части пришлось ограничиваться лишь показом её фотографии.
А сюжет у четвёртой части вкратце таков. Пролежавшего долгое время в коме Майкла Майерса собираются перевезти из госпиталя в госпиталь, но по дороге оказывается, что всё это время он лишь притворялся «отключенным». Маньячила сбегает и, разумеется, направляется в любимый городок. А там у него очень кстати объявляется ещё одна родственница — племяшка. Она ещё маленькая девочка, но разве разница в возрасте когда-то останавливала злодея? И вот он начинает с прежним упорством преследовать малютку Джэйми — сначала в ночных кошмарах, а затем и наяву. К счастью, очень кстати в городок приезжает подпалённый, но не сломленный доктор Лумис.
«Хэллоуин 5: Месть Майкла Майерса» / Halloween 5: The Revenge of Michael Myers (1989)
По примеру второго фильма, пятая часть начинается с того самого места, на котором заканчивалась предыдущая. Правда, потом тут же перемещается на год вперёд, где чуть подросшая Джэйми живёт всё в той же приёмной семье (несмотря на то, что ранее повела себя хм… несколько агрессивно). После общения с Майклом Майерсом она потеряла голос, зато обрела паранормальную связь со своим безумным дядюшкой. Доктор Лумис пытается воспользоваться этим её даром, чтобы предотвратить новые жертвы. Ясное дело, безуспешно.
К счастью, при всей малоудачности 4 части, нашлись люди, кто рассмотрел явный талант у малолетней исполнительницы Даниэль Харрис. В продолжении ставка делалась на её обаяние и талант, и 12-летняя девочка выдюжила, став одним из немногих достоинств этой довольно невзрачной постановки. На кассовых сборах это, правда, сказалось не очень — фильм едва окупил 5-миллионные расходы и стал самым неприбыльным в серии (что довольно несправедливо).
«Хэллоуин: Проклятье Майкла Майерса» / Halloween: The Curse of Michael Myers (1995)
Невысокие сборы предыдущей части «поставили на паузу» бесконечное клепание «хэллоуновских» сиквелов, но через 6 лет оно возобновилось. И оказалось, что за время перерыва гениальных идей в головах сценаристов и продюсеров не добавилось. Они продолжили множить родню Майкла Майерса (легко уже запутаться, кем приходится маньяку очередная жертва), добавили в сюжет каких-то сектантов, какие-то запретные медицинские операции, охоту за младенцами и некоего то ли вуайериста, то ли частного исследователя. Получилась полная невнятица… но фильм при этом принёс втрое больше денег, чем стоил. И это показало, насколько соскучился зритель по Майклу Майерсу и его экранным злодеяниям.
Если попытаться хоть как-то пересказать вкратце насыщенный сумбуром сюжетом, то это можно, пожалуй, сделать следующим образом. Майкл Майерс, ведомый неким Голосом, гоняется за своей подросшей племянницей Джэйми, а точнее, за её новорожденным ребёнком. Младенцем в ритуальных целях планируется воспользоваться некий псевдонаучный тайный культ, глава коего каким-то образом получил возможность командовать Майерсом на расстоянии.
«Хэллоуин: 20 лет спустя» / Halloween H20: 20 Years Later (1998)
Оказывается, Лори Строуд не погибла в автоаварии, как про это думали жители её родного Хэддфилда. Два десятка лет она, взяв другую фамилию, скрывалась в Калифорнии, где родила сына и стала директрисой частной школы. Но когда её драгоценному мальчику исполнилось 17 лет, «навестить» родственничков заявляется дядюшка Майкл с неизменным мясницким ножом в руке. Происходит это ровно на Хэллоуин, когда почти все учащиеся и персонал разъехались. Оставшимся же приходится очень несладко из-за незваного гостя.
Второй круглый юбилей оригинального фильма Джона Карпентера отметили на славу. Тут уж не поскупились ни на самый высокий по ту пору бюджет (17 миллионов долларов), пригласили в постановщики классного режиссёра Стива Майнера, который в своё время запустил другую долгоиграющую киносерию ужасов — «Пятницу, 13-ое», на кастинге постарались отобрать по-настоящему талантливый, а не просто смазливый молодняк. А главное, уговорили вернуться в «хэллоуиновскую» серию Джэйми Ли Кёртис! И результат не замедлил сказаться — 7 фильм получился примерно таким же страшным, увлекательным и изобретательным, как и оригинал. Ну, а внимание к деталям, связывающим его с первой частью и обилие отсылок к ней (а заодно и к «Франкенштейну», например) превратили «Хэллоуин 20 лет спустя» лучшим из всех сиквелов. Правда, фокуса со 100-кратной окупаемостью он тоже не показал, но принёс создателям «в клювике» недурственные 55 миллионов.
«Хэллоуин: Воскрешение» / Halloween: Resurrection (2002)
Насколько был хорошо 8-й фильм киносериала, настолько же оказался плох следующий. «Хэллоуин: Воскрешение» претендует на то, чтобы быть признанным самым плохим из «Хэллоуинов» (да-да, даже хуже 3-й части, в которой Майкла Майерса «забыли»). И хоть Рик Розенталь — не самый худший режиссёр (вспомните хотя бы, «Хэллоуин II»), в данном случае съёмками будто бы руководил любитель. Фильм плохо продуман, плохо поставлен, плохо смонтирован. Не самая дурацкая идея снимать часть сцен «нательными» камерами персонажей (как в «Чужих») не работает и тоже выглядит глупо. Низкопробность всего проекта, видимо, была видна уже на стадии сценария, поэтому Джэйми Ли Кёртис страстно отбивалась от участия в нём, но пришлось по условиям контракта.
Её героиня Лори Страуд после событий юбилейной части 3 года проводит в психушке, куда с визитом заявляется Майкл Майерс. После этого за скобками остаётся и Лори, и психушка, а действие переносится в родной дом Майерса. Сюда заявляются шоумены (их бездарно изображают рэппер Баста Раймс и модель Тара Бэнкс), напихивают по всем углам видеокамеры и, загнав внутрь стайку необаятельного молодняка, снимают лайф-шоу. В которое, разумеется, вторгается хозяин дома в бледной маске и самым радикальным образом меняет сценарий телезатейников.
Вот все классические фильмы киносериала про Майкла Майерса. А про ремейк и его продолжение от Роба Зомби и о ребуте Дэвида Гордона Грина читайте на следующей неделе. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить.