Найти тему

#Биология: как решать генетические задачи высокого уровня сложности?

Оглавление

Тексты генетических задач в ЕГЭ постоянно усложняются и увеличиваются в объеме. Как научить старшеклассников не бояться приступать к выполнению заданий с новыми нестандартными вводными? Разбираемся в статье.

1. Незнакомые термины

Мы часто просим учеников запомнить определения новых научных понятий, но далеко не всегда объясняем, почему они получили такое название. Запоминание через понимание гораздо эффективнее, чем просто заучивание.

Например, что означает «голандрический»? Греческое слово holos означает «весь, полный» (отсюда «голарктическая область» - биогеографический регион, включающий большую часть Северного полушария), а греческое andros - «мужчина» (Андрей - мужское имя греческого происхождения, означающее «мужественный, храбрый»). Значит «голандрический» - только у мужчин или у всех мужчин. То есть это признак, который стойко передаётся от отца к сыну по мужской линии, не передаваясь женщинам. А такое явление возможно при локализации данного гена в Y-хромосоме. С условием определились, а дальше задача решается как стандартная на сцепленное с половыми хромосомами наследование.

-2

2. Работа с текстом

Поскольку текст задач высокого уровня читается тяжело, его стоит разбить на смысловые элементы, ответив на вопросы:

  1. О каких признаках идет речь?
    Выписываем признаки, вводим условные обозначения генов, если есть указание на доминантность-рецессивность. Если указаний нет - смотрим, как проявляются признаки у потомков.
  2. В каких хромосомах расположены гены?
    В тексте задачи часто есть указание на локализацию генов, но, если указаний нет, смотрим, как распределяются признаки у особей разных полов.
  3. Что известно о родительских формах?
    Вводим обозначения пола, пишем фенотипы и составляем генотипы родителей, если есть сомнения (доминантная гомозигота или гетерозигота), то ставим прочерк: А_В_.
  4. Есть ли информация об их предках?
    В задачах очень часто дается информация о бабушках/дедушках, обращаем внимание на их фенотип: если у предков проявляются рецессивные признаки, то они гомозиготны и, следовательно, свой рецессивную аллель они обязательно передадут папам/мамам. Соответственно корректируем генотипы родителей.
    Если в задаче есть сцепление генов, то обращаем внимание, какие признаки будут передаваться с материнскими, а какие - с отцовскими хромосомами.
  5. Что известно о потомках?
    По потомству определяем доминантные гены.
-3

Обращаем внимание, есть ли среди потомков организмы, которые проявляют рецессивные признаки, это также поможет нам понять, что родители гетерозиготны.

  1. Есть ли расщепление признаков в потомстве? Оно менделевское или нет?
    Если расщепление в потомстве отличается от менделевского, то можно предположить сцепление генов. Те группы, которых значительно меньше по численности, образованы кроссоверными гаметами.
  2. Есть ли указание на тип наследования признаков?
    Если какой-либо признак по-разному проявляется у мальчиков и девочек, то можно предположить сцепленное с полом наследование.
  3. Что нужно определить?
    Внимательно читаем вопрос задачи. Обращаем внимание, нужно ли дать цитологическое объяснение описанному явлению.
-4

3. Визуализация

Среди относительно новых типов генетических задач есть группа на явление «крисс-кросс наследования». Оно заключается в том, что признаки отцов часто проявляются у дочерей, а признаки матерей - у сыновей (отсюда и название criss-cross или крест-накрест). Проявляется при сцепленном с Х-хромосомой наследовании. В общем, как пишут наши ученики в своих статусах «Все сложно».

Чтобы не запутаться, кто как выглядит и что кому передаёт, можно на черновике схематично зарисовать организмы, обозначив для каждого признаки в соответствии с условием. Для этого достаточно кружочков или квадратиков, которые можно просто закрасить по-разному или пририсовать крылышки и глазки.

-5

Визуальная схема поможет разобраться, какие признаки доминируют, и по какой линии передаются потомкам. Тот ген, проявление которого отличается в потомстве у самцов и самок, будет сцеплен с Х-хромосомой.

А дальше дело техники: для каждого организма записываем генотипы, составляем стандартную схему скрещиваний с гаметами и возможными потомками. Вуаля, задача решена!

#биология #ЕГЭ #учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобразование

Биология
8125 интересуются