Картину «Нью-Йорк Сити I», на которой изображена решетка из разноцветных клейких лент, впервые выставили в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1945 году. А в 1980 году ее переместили в коллекцию произведений искусства в в Дюссельдорфе.
Изначально произведение повесили таким образом, что ленты располагались ближе друг к другу в нижней части композиции. И только в этом году куратор и историк исскуства Сюзанна Мейер-Бюзер стала готовить новую выставку, посвященную голландскому художнику-авангардисту, и поняла — картина висит неправильно.
«Утолщение решетки должно быть сверху, по аналогии с небом», — сказала куратор. «Как только я указала на это коллегам, мы все поняли, что это очевидно. Я на 100% уверена в этом».
На правоту куратора указывает и то, что картина такого же размера и с таким же названием, выставленная в Париже в Центре Помпиду, имеет утолщение линий с верхней стороны. К тому же фотография мастерской Мондриана, сделанная через несколько дней после смерти художника, также показывает — картина располагалась на мольберте противоположным образом.
«Было ли это ошибкой, когда кто-то вынул работу из коробки? Или кто-то неаккуратный перевернул ее во время транспортировки? Сейчас это уже невозможно определить» — сказала куратор.
Однако произведение искусства не станут трогать и оставят в том же положения для его сохранения:
«Клейкие ленты уже очень ослаблены и висят на волоске», — объяснила куратор. «Если перевернуть картину сейчас, гравитация потянет ее в другом направлении. Так что теперь это уже часть истории работы».
Мондриан считается одним из величайших художников-абстракционистов 20 века. «Искусство выше реальности и не имеет прямого отношения к ней», — сказал он в 1914 году.
Картина Мондриана висела перевернутой на протяжении 75 лет. Это только сейчас обнаружила историк искусства
31 октября 202231 окт 2022
18
1 мин