Найти тему
2K подписчиков

7 жутких книг для чтения в Хэллоуин

1,9K прочитали
Специально для любителей погонять по спине (и не только по спине) своих заспавшихся мурашек мы подготовили отличную подборку жутких книг, которые можно начать читать уже сегодня, в канун Дня всех...

Специально для любителей погонять по спине (и не только по спине) своих заспавшихся мурашек мы подготовили отличную подборку жутких книг, которые можно начать читать уже сегодня, в канун Дня всех святых.

Дэвид Митчелл. Голодный дом. – Москва: Иностранка : Азбука-Аттикус, 2016

Митчелл Д., Голодный дом : [роман]. — Москва [и др.] : Иностранка : Азбука-Аттикус, 2016. — 317, [2] с. ; 21 см. — (Большой роман). Шифр 84(3); Авторский знак М676; Инв. номер 2392838-КХ(А)
Митчелл Д., Голодный дом : [роман]. — Москва [и др.] : Иностранка : Азбука-Аттикус, 2016. — 317, [2] с. ; 21 см. — (Большой роман). Шифр 84(3); Авторский знак М676; Инв. номер 2392838-КХ(А)

Сюжет. Роман начинается с истории подростка Нэйтана Бишопа и его мамы, неудачливой пианистки. Их пригласила к себе домой на некое солидное мероприятие богатая леди Грэйер. Мама, которая испытывает финансовые трудности, полна надежд на будущее. А вот Нэйтану ни роскошный особняк леди Норы Грэйер, ни ее сын Иона (ровесник Нэйтана) не внушают доверия. Во время игры в догонялки, убегая от Ионы, он видит в окне женщину, похожую на призрака: что она говорит – не слышно, но выражение лица у нее не из приятных. А потом и вовсе странное приключается с Нэйтаном: в коридоре, где висят фамильные портреты семейства Грэйеров, он видит собственное изображение, правда, без глаз… Все дело в валиуме, галлюцинации эти, - думает Нэйтан (таблетки он крадет у страдающей от депрессии матери). Однако валиум тут совершенно не при чем: каждые девять лет в этом скрытом от глаз обычных лондонцев особняке пропадают люди. Нет, не всякий человек нужен «голодному дому». Хозяева Слейд-хауса обожают именно таких, как Нэйтан: ранимых, одиноких, чувствительных. Души таких «одаренных» людей кажутся им особенно вкусными…

Изюминка. Эту историю Дэвид Митчелл начал писать в Хэллоуин (опубликовал начало в Твиттере). Книга, тем не менее, получилась не столько страшная, сколько увлекательная, динамичная. В книге пять историй, рассказанных от лица одного из героев. У каждого героя свой голос, свой характер – Митчелл очень здорово раскрывает психологические особенности каждого персонажа. Есть здесь и своеобразный юмор, а злодеи в конце книги будут наказаны. Скучно точно не будет.

Для кого: для тех, кто любит истории про загадочные дома и переселение душ.

********

Дарья Бобылева. Вьюрки. – Москва: АСТ, 2019 . – 380 с.

Дарья Бобылева. Вьюрки. – Москва: АСТ, 2019 . – 380 с. (в ЛитРесе – бесплатно, по паролю и логину, который можно взять в отделе электронных ресурсов)
Дарья Бобылева. Вьюрки. – Москва: АСТ, 2019 . – 380 с. (в ЛитРесе – бесплатно, по паролю и логину, который можно взять в отделе электронных ресурсов)

Сюжет. Однажды в обыкновенном дачном поселке Вьюрки остановились часы и исчезла выездная дорога. Вокруг поселка сомкнулся стеной страшный, непроходимый лес. И стала во Вьюрках происходить всякая чертовщина: люди, которые уходили искать дорогу, либо вовсе исчезали, либо возвращались какими-то странными, точно их подменили: они или ели беспрерывно все подряд, или завывали тоскливо. Нечисть кругом всякая стала появляться: у семьи Степановых невидимый драчун порушил весь дом и хозяев побил, с реки дивными голосами звали к себе существа, похожие на русалок, а у одного любителя прекрасного в один день ожили все безрукие и безногие, белоглазые скульптуры пионеров, которых он «спас» когда-то и у себя на участке «для красоты» поставил. Когда же из-за компостной ямы вдруг поссорились две одинокие пенсионерки-соседки, всю жизнь дружившие и все вечера проводившие вместе за чаем и просмотром по телевизору передач «о сверхъестественном», в поселке разразилась настоящая «война котов и помидоров»…

Изюминка. Книга Дарьи Бобылевой написана в духе «Вечеров на хуторе близ Диканьки», то есть совмещает в себе мистическое и смешное: несмотря на то, что с людьми произошло какое-то необъяснимое, страшное явление, «дачники» продолжают жить по своим дачным законам: «огородники» копаются в земле (время во Вьюрках остановилось, так что некоторые умудрились собрать несколько урожаев кабачков), «рукастые» продолжают что-то чинить, а председатель товарищества созывает очередные и внеочередные собрания, только на повестке теперь не вопросы о сборе денег и вывозе мусора, а о том, что делать с пенсионером Кожебаткиным, который прорыл от своего участка сеть подземных ходов и тащит еду у соседей. «Вьюрки» - книга сатирическая, в персонажах романа вы без труда узнаете всех своих дачных соседей: здесь и одинокий алкоголик, и старик-ворчун, и карга-соседка, вечно жалующаяся на то, что из-за ваших помоев ее цветы вянут, а ваша кошка снова потоптала ее грядки, и семейство богачей, отгородившееся от народа высоченным забором. Они все словно списаны с натуры и были бы персонажами очередной деревенской комедии, когда бы не ужас, притаившийся рядом…

Для кого: дачникам читать в первую очередь; во вторую – тем, у кого дача была или будет.

********

Барон Олшеври. Вампиры. — М. : Корона, 1990

Олшеври, Вампиры. — М. : Корона, 1990. — 231 с. Инв. номер 2125479-КХ
Олшеври, Вампиры. — М. : Корона, 1990. — 231 с. Инв. номер 2125479-КХ

Сюжет. Американский миллионер Гарри Карди приезжает в унаследованное им от графа Дракулы поместье. Сам граф бесследно исчез, а в замок его 30 лет никто не входил. Чтобы найти в замковых архивах документы на собственность, мистер Гарри нанимает библиотекаря Карла Ивановича, который обнаруживает среди бумаг любопытные рукописи, оставшиеся от прежних хозяев. И вот, каждый вечер мистер Гарри с друзьями после обильного ужина развлекаются тем, что слушают Карла Ивановича, читающего старые дневники и письма. Постепенно мы узнаем, что в родовом имении графа Дракулы то и дело случались мрачные события, таинственная болезнь косила молодых жителей ближайших деревень. Вскоре и в обществе мистера Гарри начинают происходить загадочные явления…

Изюминка. «Вампиры» - это хит 90-х. В детстве я читала эту книгу два раза и сейчас перечитала с немалым удовольствием. Книга представляет собой приквел к истории, описанной Брэмом Стокером в «Дракуле». Так же, как у Стокера, интрига раскрывается постепенно: через письма, дневники. При этом «Вампиры» значительно короче «Дракулы», действие здесь происходит живее, а герои жизнерадостностью, авантюризмом и благоразумием напоминают немного (особенно в начале) персонажей «Декамерона». Но самое интересное в этой книге – история ее появления. Оказывается, до сих пор неизвестно, кто автор этого романа – барон Олшеври. В книге, вышедшей в 1990 году (именно это издание есть у нас в библиотеке), указано только, что это перевод с английского, а текст печатается по русскому изданию 1912 года. В начале 90-х бум на мистику был необычайный, и «Вампиров» не прочитал развел что ленивый. И вот, в 1993 году в редакцию газеты «Книжное обозрение» пришло письмо из библиотеки Уральского политехнического института г. Екатеринбурга. Основываясь на словах старой читательницы библиотеки профессора Наталии Павловны Беднягиной, авторы письма сообщали, что роман был знаком Беднягиной ещё в 20-е годы благодаря её учительнице Маргарите Альбертовне Хомзе, которая утверждала, что книгу написала её мать — Молчанова-Хомзе. Вскоре исследователи установили, что имя писательницы – Екатерина, она происходила из семьи богатых кяхтинских купцов Молчановых, а мужем ее был обрусевший австрийский барон Альберт Александрович фон Хомзе. Екатерина сочинила роман о вампирах под влиянием «Дракулы» Б. Стокера, серьезно к своим сочинениям не относилась, потому и подписала книгу псевдонимом «Б. Олшеври» = «больше ври». Но это всего лишь одна версия о загадочной личности автора «Вампиров» (другие версии можно прочитать здесь).

Для кого: для любителей готических романов.

********

Эдгар Алан По. Страшные рассказы. – Москва : РИПОЛ классик, 2021

По Э. А., Страшные рассказы. — Москва : РИПОЛ классик, 2021 (макет 2022). — 188, [1] с. ; 21 см. — (Horror story). Шифр 84(3); Авторский знак П41; Инв. номер 2433192-КХ(А)
По Э. А., Страшные рассказы. — Москва : РИПОЛ классик, 2021 (макет 2022). — 188, [1] с. ; 21 см. — (Horror story). Шифр 84(3); Авторский знак П41; Инв. номер 2433192-КХ(А)

Сюжет. Лигейя – так звали прекрасную жену главного героя. Где и когда он с ней познакомился, он не помнил. Она была совершенна во всем: красива, умна, благородна, сильна духом. А самое прекрасное в ней были ее темные загадочные глаза, выражение которых он тщетно пытался постичь. Но однажды прекрасная Лигейя тяжело заболела и вскоре умерла. Через несколько лет герой снова женился: леди Ровена была полной противоположностью Лигейе, он не любил ее, а продолжал тосковать по любимой первой жене. Между тем какая-то загадочная болезнь стала донимать леди Ровену, ей чудился то ли голос чей-то рядом, то ли шелест платья. Это всего лишь воздух колышется в тканях, - успокаивал ее муж, но и сам чувствовал, что рядом кто-то есть…

Изюминка. «Лигейя» – это одна из новелл, представленных в сборнике Эдгара Алана По «Страшные рассказы». Книга небольшая – вы прочитаете ее за один вечер. Кроме собственно рассказов и комментариев к ним, здесь есть эссе Шарля Бодлера «Эдгар По. Его жизнь и произведения», из которого вы узнаете, что жизнь писателя была полна страданий и мистических случайностей. Бодлер говорит о том, что самой большой трагедией для По была его родина: американские читатели не могли по достоинству оценить тонкий психологизм, изысканный и мрачный гений его прозы и поэзии. Но, как ни странно, именно в Америке позже появятся другие «короли ужасов»: Говард Филлипс Лавкрафт и Стивен Кинг. И мне кажется, именно Америка с ее громадными пространствами и глухими, замкнутыми уголками, с ее таинственной древней историей вдохновляла По, как и его последователей, на создание особенно мрачных рассказов. Перечитывать Эдгара Алана По также страшно, как и читать в первый раз.

Для кого: для тех, кто ценит в хоррорах прежде всего мрачную атмосферу; для тех, кто не боится читать про уснувших летаргическим сном и очнувшихся уже в склепе.

********

Говард Филлипс Лавкрафт. Зов Ктулху: рассказы. – Москва : АСТ, 2021

Сюжет. После смерти двоюродного деда, профессора по древним письменам, герой-рассказчик получает в наследство его архив, в котором он обнаруживает странный глиняный барельеф, изображающий монстра на фоне циклопического города. Кроме того, здесь были записи самого профессора и газетные вырезки. Сопоставив все сведения и дополнив их своими изысканиями, герой понимает, что дед его открыл страшный древний культ, пришедший на Землю из внеземной цивилизации. Более того, совсем недавно человечество было на краю гибели, ибо звезды сошлись так, что Ктулху должен был пробудиться, выйти из своего плена на дне морской пучины, и только случайность отвратила мир от ужасной гибели…

Изюминка. Рассказы Говарда Филлипса Лавкрафта удивительны тем, что совмещают в короткой форме несовместимые, казалось бы, явления: рядом с демонами и древними культами здесь речь идет о звездах и внеземных цивилизациях, а социальное вырождение, деградация людей в провинциальных городах соседствует с рассказами о монстрах и чудовищах, выходящих из пещер или морских глубин. Герои Лавкрафта – исследователи, которые, узнав случайно страшную правду о приближающейся катастрофе, даже не пытаются ее предотвратить, потому что человек не способен бороться с вселенским, «омерзительным» ужасом, слепо сметающим все вокруг. Сюжеты Лавкрафта часто кажутся избыточными: ужас, который пытается описать автор, настолько необъясним и «омерзителен» (одно из его любимых слов), что не вмещается в рамки обычной фантастики или мистики. Лучше всего, на мой взгляд, космическую мистику Лавкрафта понял Стэнли Кубрик в своей «Космической одиссее»: черный, гладкий параллелепипед, идеально созданный и несущий в себе что-то отвратительно-страшное – образ, который с легкостью мог родиться и в изощренной лавкрафтовской фантазии.

Говард Филлипс Лавкрафт при жизни не смог издать ни одну свою книгу (только рассказ в сборнике), а после смерти стал невероятно популярен, тиражи его книг зашкаливают. Издание, которое я рекомендую прочитать, это мрачно и красиво оформленная книга с метафорическими иллюстрациями Анатолия Кудрявцева (некоторые картины можно посмотреть, полистав галерею).

Для кого: для любителей космических ужасов, древних культов.

********

Стивен Кинг. Оно. – Москва: АСТ : N, 2021

Кинг С., Оно : роман. — Москва : АСТ : N, 2021. — 1245 с. ; 21 см. — (Темная башня). Инв. номер 2430168-КХ
Кинг С., Оно : роман. — Москва : АСТ : N, 2021. — 1245 с. ; 21 см. — (Темная башня). Инв. номер 2430168-КХ

Сюжет. Маленький провинциальный городок Дерри. Семеро подростков-неудачников. У каждого своя несчастная история буллинга: один – еврей, другой – чернокожий, третий – маменькин сынок, который без конца принимает лекарства, потому что «болен», четвертый – толстый, пятый носит огромные толстые очки, шестой – заика, брат которого исчез в один дождливый день, седьмая – девочка, живущая с извергом-отцом, о ней ходят в городке самые грязные слухи. У Кинга всегда личная психологическая травма выходит наружу в виде некого монстра, но в этой книге зло – это порождение всего городка Дерри: возникнув несколько веков назад, оно только укрепляется. Вот отчего в Дерри больше насилия, чем в других таких же городках, больше ненависти, агрессии, сильнее злоба, страшнее преступления…

Изюминка. «Оно» - это очень мрачная книга. Зло, которое обитает в Дерри, не только мистическое, оно «кормится» социальным неблагополучием, психологическим и физическим насилием, агрессией и несчастиями жителей. Поэтому роман читается не просто как история борьбы подростков (а затем взрослых людей) с мерзким клоуном Пеннивайзом, а как книга о маленьких деградирующих провинциальных городках. Роман «Оно» был написан Стивеном Кингом в 80-е, и надо сказать, что время, показанное в книге, совсем не такое безоблачное, каким его теперь стараются изобразить в сериале «Очень странные дела». 80-е - это время нетерпимости, насилия, эпидемии СПИДа и связанной с ней фобий – все это в книге Кинга описано, и описания эти далеки от политкорректности. Зачем же читать эту книгу сейчас? Ну, хотя бы для того, чтобы понять, что ничего в истории не забывается и не проходит бесследно, можно столетиями терпеть разгул зла, но однажды наступит момент, когда придется начать с ним бороться.

Для кого: для тех, кто любит длинные, страшные истории, в которых люди побеждают зло, каким бы могущественным оно ни было.

********

Марк Z. Данилевский. Дом листьев. – Екатеринбург : Гонзо, 2016

Данилевский М. Z., Дом листьев : [роман]. — Екатеринбург : Гонзо, 2016. — XXXIV, 749 с. ; 23 см. Шифр 84(3); Авторский знак Д181; Инв. номер 2393844-КХ(А)
Данилевский М. Z., Дом листьев : [роман]. — Екатеринбург : Гонзо, 2016. — XXXIV, 749 с. ; 23 см. Шифр 84(3); Авторский знак Д181; Инв. номер 2393844-КХ(А)

Сюжет. Основной сюжет книги – это псевдонаучная работа, посвященная исследованию и анализу документального фильма, известного как «Пленка Нэвидсона». Фильм рассказывает о доме, который стал расти изнутри. Нэвидсон – фотограф и режиссер – подробно документирует особенности странного здания: размеры снаружи оказываются меньше, чем изнутри. Дальше – больше. В доме появляется дополнительная комната с коридором, а когда через несколько дней герой заходит туда, он обнаруживает, что из коридора выходят еще коридоры, а от них, в свою очередь, тоже идут коридоры, которые приводят в комнаты, ведущие в другие комнаты… В общем, в доме появился бесконечный лабиринт, с гигантскими залами, потолков которых не видно, и многокилометровыми винтовыми лестницами. В лабиринте темно и пусто, только стены как будто иногда вздыхают. Герой зовет на помощь нескольких своих друзей. Чтобы исследовать этот лабиринт, друзья берут с собой в экспедицию не только запасы провизии и воды, но и камеры с множеством пленок. И все, что они засняли, подробно и с пространными комментариями описывает безумный автор рукописи, некто Дзампано.

Изюминка. Первое, на что обращает внимание читатель этой книги – слова Дмитрия Быкова, приведенные на обложке книги: «Если у вас плохие нервы – вам лучше не читать эту книгу. Если вы подвержены влияниям и чересчур впечатлительны – вам лучше не открывать ее. Если вы боитесь сойти с ума – вам лучше о ней не знать» (Дмитрий Быков также является одним из переводчиков книги, а также автором предисловия). Понятно, что такого рода «предупреждения» пишутся специально, чтобы привлечь внимание читателей. И все же книга и в самом деле придется по вкусу не всем. Во-первых, «Дом листьев» претендует на интеллектуальный «хоррор»: чтение книги требует сил и терпения: здесь гигантское количество ссылок (половина из которых – на вымышленные книги и статьи), текст напечатан разными шрифтами, а на некоторых страницах – как стихи футуристов – он написан в разных положениях. Создается впечатление явного безумия автора (Дзампано). В то же время эффект документальности имеет место быть. По крайне мере первую половину книги – при всей псевдонаучной тягомотине – читать мне было очень страшно. Вернее, каждый вечер, беря в руки книгу, мне было страшно продолжать чтение, страшно узнать, куда приведет героев этот гигантский лабиринт. Казалось, фантазия автора настолько неистощима и мрачна, что и впрямь не всякий выдержит его замысла. Однако где-то с середины книги формальная сложность начинает преобладать над смысловой, и читать становится крайне утомительно и скучно. Тем не менее, считаю, что любителям погонять мурашек стоит обратить внимание на эту книгу.

Для кого: для тех, кто любит псевдодокументальные истории о мистических событиях.

********

Всем отличного Хэллоуина!

Автор публикации – Анна Кузьмина (отдел фондов и обслуживания), Библиотека Белинского