За два года с первой публикации о бритвах треста "Мостремасс" накопилось достаточное количество ранее неизвестных материалов чтобы вновь вспомнить об этом замечательном тресте и его 12-й фабрике. Сделаем это.
История 12-й фабрики бритв началась с этого объявления в декабрьском номере журнала "Московская промышленность"
Фабрика "Русско-Германского товарищества "Sweden Shilet (РГТ)" с 5 января 1930 года отошла тресту Моссовнархоза (МСНХ) "Галантерейщик".
Информацию о новом производстве поспешили разместить в справочнике "Вся Москва" на 1930 год, однако, ни одного бритвенного станка с клеймом "Галантерейщик" к несчастью коллекционеров так и не сделали. Приходится довольствоваться их бельевыми пуговицами.
Одновременно в том же справочнике впервые появилась информация о тресте "Мостремасс" с пометкой "бывший Галантерейщик", хотя галантерейщики бывшими не бывают. По себе знаю.
Какими соображениями руководствовалось начальство при переименовании треста не известно. Похоже, это было просто подражание ленинградскому "Тремасс".
Тем временем производство станков и бритвенных лезвий под новой маркой на Лесной улице началось. Поначалу на гребёнках станков было 14 зубцов, как у Жиллета, потом изготовили новые фрезы под 13.
Первые лезвия 12-й фабрики назвали "Prima", для печати конвертиков использовали печатную форму, доставшуюся от РГТ.
В ноябре 1930 в "Вечерней Москве" написали о новой фабрике, отбитой у "частника Френкеля".
В заметке отмечено, что фабричный "треугольник" собрался в 1931 году выпустить 35 миллионов лезвий. Верится с трудом, если посмотреть на статистические данные РГТ за 1928 - 1929 годы. Обратите внимание, что производителем станков и лезвий числится вовсе не существовавший тогда "Мостремасс".
Судя по информации из той же газетной заметки, 6 ноября 1930 года "к 13-й годовщине Октября" состоялось открытие фабрики по адресу Большая Дмитровка, 32 в помещениях бывшей мебельной фабрики № 3. Футлярное производство оставили на Лесной.
Ассортимент фабрики был таким же как у РГТ, комплектация бритвенных приборов тоже, включая ручки "ball end" из складских остатков прежних хозяев. Конструкции футляров были разнообразны.
Фабрикой выпускались также и лезвия с несоветскими названиями "Perfect" и "Antores", упакованные в конвертики сомнительных художественных достоинств, но вполне в духе 1-й Пятилетки.
Осенью 1931 года в книжные магазины страны поступило издание Центрального совета союза воинствующих безбожников СССР со зловещим названием "Кабальное братство сектантов", автор Фёдор Путинцев.
Среди прочего в книге содержалось полное разоблачение инженеров-вредителей треста "Мостремасс", пофамильно!
Были ли последствия для бедных инженеров и руководства треста в целом, неизвестно.
В марте 1932 года вышло Постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР "О реорганизации управления республиканской и местной промышленности".
ВСНХ был реорганизован в Наркомат лёгкой промышленности. МСНХ, со своими трестами в ожидании своей участи подвис в воздухе. Всё стало ясно 15 июня, решением Президиума Моссовета, МСНХ упразднён, а на месте "Мостремасса" возник трест "Мосштамп".
12-я фабрика бритв треста "Мостремасс" просуществовала чуть больше двух лет.
P.S. В планах "Мостремасс" был выпуск точильной машинки для лезвий, копии австрийской "Brico". Не успели, машинка была выпущена только в 1952 году московским заводом "Молния", бывшей фабрикой № 8 треста "Мостремасс" и бывшего завода № 8 треста "Мосштамп". Доказательство существования таких планов - книжка Х.А. Мейтарджянца "Стрижка и бритье".
Документы для этой публикации предоставлены Антоном (Бритва.ру).