Сегодня я приложила максимум усилий, чтобы дочитать роман Гюстава Флобера "Госпожа Бовари" и написать обещанную статью.
Если выразить мои впечатления одним словом, то это "великолепно". Это та классика, которая может служить эталоном мастерства писателя. И эта книга точно будет стоять на моих книжных полках и перечитываться.
Я уже писала ранее, что в моём читательском багаже обнаружился явный пробел во французской классической литературе, поэтому я поставила цель познакомиться с ней. В прошлом месяце это были произведения Ги де Мопассана, в этом - Гюстава Флобера.
Первое, на что я обратила внимание, начиная чтение, это лёгкий, изящный и поэтичный язык писателя. Конечно, я понимаю, что читаю перевод, и в том, что мне нравится стиль повествования, есть заслуга переводчика Николая Любимова, но думаю, что и язык оригинала должен быть великолепен. Насколько я знаю, сам Флобер тщательно оттачивал и выверял слог своих произведений. Поэтому с первых страниц я уже испытывала удовольствие от чтения.
Второе, что мне очень понравилось, это неспешность и реалистичность повествования. Мне давно хотелось прочитать книгу, где не происходит каких-то ярких или особенных событий, а показана повседневная жизнь обычных людей. Если добавить к этому, что это жизнь провинциального городка, то я нашла для себя практически идеальное произведение. Как мне нравились описания улочек, домов и обстановки, нарядов, быта! Только в последней части темп повествования меняется и чувствуется напряжённость.
И третье, хотя это самое главное, превосходно выписанные характеры героев. Флобер показал каждого персонажа в развитии, в движении. С какой психологической точностью автор раскрывает мотивы каждого действующего лица. Причём делает это настолько виртуозно, ненавязчиво, как бы незаметно, что читателю кажется, это он такой проницательный и всё про всех понимает ещё до того, как автор сделает окончательный вывод.
В этом произведении нет положительного героя, подающего пример остальным. Но это лишь украшает роман. Потому что каждый неидеален так, как бывает в реальной жизни. Если бы не обстановка 19 века и французские имена, можно было бы поклясться, что ты лично встречал такого человека в своей жизни. И в тоже время этот роман может научить мудрости жизни и подсказать секрет семейного счастья (не удивляйтесь, отрицательный пример тоже может научить).
Главная героиня Эмма, дочь богатого фермера, рано потеряла мать, получила хорошее образование в монастыре. Вернувшись домой, помогала отцу в делах на ферме. Эмма выходит замуж за лекаря Шарля Бовари, доброго, трудолюбивого, но довольно ограниченного человека. Выходит по собственной воле, с готовностью приняв его предложение. Однако очень скоро разочаровывается в муже. Читая романы, Эмма мечтает о страстной любви, высшем свете, балах, театрах, разговорах о музыке и поэзии. Шарль же много времени проводит на работе, не умеет изысканно одеваться, не понимает ни музыки, ни поэзии, не говорит красивых слов о любви, как герои романов. Он любит свою жену, радуется, если удается купить что-то, чего хочется Эмме, стремиться поскорее вернуться домой после работы, но Эмме надоедает однообразие жизни в маленьком городке, ей скучно, и она чувствует себя обманутой, что вышла замуж за такого неинтересного мужчину. Раздражается, считает, что во всем виноват Шарль. При этом не показывает ему своего недовольства, и Шарль живёт в полной уверенности, что жена его обожает и счастлива.
Вот здесь, мне кажется, и кроется подсказка, что для счастливой семейной жизни нужно говорить друг с другом, прислушиваться к потребностям друг друга. Шарль ведь не телепат, ну не мог он догадаться о мечтах Эммы о красивых словах и жестах. Почему-то я думаю, он на многое был готов ради своей жены, объясни она ему, чего ей не хватает. А вот Эмме не хватало благодарности. Почему-то она решила сравнивать мужа с вымышленными героями романов и выискивать в нём недостатки, вместо того, чтобы поразмышлять над его достоинствами. Как говорится "у успешного мужчины всегда за плечами стоит умная женщина". Пусть Шарль не превратился бы в "сказочного принца", но мог бы многому научиться в плане светскости и этикета с помощью Эммы. Когда чета Бовари приехали на бал, Шарль готов был танцевать, но Эмма тут же запретила ему это. А восхищалась неким виконтом, у которого не знала даже имени.
Эмме повезло, в отличие от Жанны, героини романа "Жизнь" Ги де Мопассана. Жюльен, в отличие от Шарля, был отвратительным человеком. А вот Жанна, в отличие от Эммы, не стала искать "любви как в романе" на стороне, сосредоточилась на сыне. И вот парадокс, к Эмме у меня, тем не менее, отношение лучше. Пока не могу понять почему. То ли Жанна мне кажется слишком глупой по сравнению с Эммой. То ли потому что госпожа Бовари на протяжении долгого времени не выходила за рамки дозволенного. Да, предавалась глупым фантазиям, холодно относилась к ребёнку, накручивала себя до нервного истощения, но о потребностях семьи заботилась, внешне была любезной, и у окружающих создавалось впечатление, что всё хорошо. Муж переживал за жену, когда она болела, но не понимал причины её состояния.
Как написал сам Флобер, Эмма не была изначально порочной. Влюбилась в Леона, но юноша считал Эмму верной женой и не посмел ей признаться в своих чувствах, а она тоже молчала. Зато пожив в Париже, воспользовался встречей с Эммой в свою пользу. Родольф, опытный ловелас, соблазнил бы и более опытную женщину, чем Эмма.
Неприятной Эмма стала, когда стала ненасытной в своих желаниях: материальных, плотских. Но нельзя забывать и о подлости тех, кто её так старательно к этому подталкивал: и тот же Родольф, и Лере. А если ещё добавить к этому неумение разбираться в людях, вернее слепую доверчивость, Шарля, который мог легко оставить Эмму наедине с другим мужчиной, то скатываться вниз Эмме было всё легче и легче. Она страдала и пыталась поделиться своими переживаниями с любовником, но ему-то её страдания были неинтересны, мужу она ничего не объясняла. Пошла поговорить с аббатом Бурнизьеном, но он в этот момент был занят с мальчиками и слушал Эмму невнимательно. Аббату даже в голову не могло прийти, что у Эммы могут быть какие-то переживания: он знал о трудностях бедняков, но у Эммы в семье хороший достаток.
При всех хороших качествах Шарля, он не интересовался финансовыми делами, легко передал всё хозяйство в руки Эммы. Она потеряв голову от своих желаний, наделала долгов. Да и хитрый, даже подлый, Лере сыграл немалую роль. Вот ещё один жизненный урок: "бесплатный сыр бывает только в мышеловке". Когда пришёл час расплаты, бросилась Эмма не к мужу, которого презирала, а к любовникам. А те лишь продемонстрировали своё истинное к ней отношение. То, что Эмма испытала страх и не призналась Шарлю, хотя допускала, что он её наверняка простит, говорит о том, что она не законченная "злодейка", а сильно запутавшаяся и отчаявшаяся женщина. Она себе сама приготовила страшное наказание, поэтому наверное, её жалко.
Ещё подумала вот о чём. Шарль узнал об изменах жены и страдал от этого. Случайно встретившись с Родольфом и сказав, что он его прощает, он тем самым простил и Эмму. Родольф "подумал, что нельзя быть таким благодушным в его положении, что он смешон и даже отчасти гадок". Но дело в том, что Родольф сам гадок, поэтому не способен на такое великодушие. А позиция Шарля, это, на мой взгляд, позиция самого Флобера. Тем самым автор побуждает и читателя пожалеть Эмму.
Как всегда приглашаю, поделиться вашими впечатлениями от романа в комментариях.