Найти тему
Кот-книголюб

Гюстав Флобер "Госпожа Бовари"

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

Сегодня я приложила максимум усилий, чтобы дочитать роман Гюстава Флобера "Госпожа Бовари" и написать обещанную статью.

Если выразить мои впечатления одним словом, то это "великолепно". Это та классика, которая может служить эталоном мастерства писателя. И эта книга точно будет стоять на моих книжных полках и перечитываться.

Я уже писала ранее, что в моём читательском багаже обнаружился явный пробел во французской классической литературе, поэтому я поставила цель познакомиться с ней. В прошлом месяце это были произведения Ги де Мопассана, в этом - Гюстава Флобера.

Первое, на что я обратила внимание, начиная чтение, это лёгкий, изящный и поэтичный язык писателя. Конечно, я понимаю, что читаю перевод, и в том, что мне нравится стиль повествования, есть заслуга переводчика Николая Любимова, но думаю, что и язык оригинала должен быть великолепен. Насколько я знаю, сам Флобер тщательно оттачивал и выверял слог своих произведений. Поэтому с первых страниц я уже испытывала удовольствие от чтения.

Второе, что мне очень понравилось, это неспешность и реалистичность повествования. Мне давно хотелось прочитать книгу, где не происходит каких-то ярких или особенных событий, а показана повседневная жизнь обычных людей. Если добавить к этому, что это жизнь провинциального городка, то я нашла для себя практически идеальное произведение. Как мне нравились описания улочек, домов и обстановки, нарядов, быта! Только в последней части темп повествования меняется и чувствуется напряжённость.

И третье, хотя это самое главное, превосходно выписанные характеры героев. Флобер показал каждого персонажа в развитии, в движении. С какой психологической точностью автор раскрывает мотивы каждого действующего лица. Причём делает это настолько виртуозно, ненавязчиво, как бы незаметно, что читателю кажется, это он такой проницательный и всё про всех понимает ещё до того, как автор сделает окончательный вывод.

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

В этом произведении нет положительного героя, подающего пример остальным. Но это лишь украшает роман. Потому что каждый неидеален так, как бывает в реальной жизни. Если бы не обстановка 19 века и французские имена, можно было бы поклясться, что ты лично встречал такого человека в своей жизни. И в тоже время этот роман может научить мудрости жизни и подсказать секрет семейного счастья (не удивляйтесь, отрицательный пример тоже может научить).

Главная героиня Эмма, дочь богатого фермера, рано потеряла мать, получила хорошее образование в монастыре. Вернувшись домой, помогала отцу в делах на ферме. Эмма выходит замуж за лекаря Шарля Бовари, доброго, трудолюбивого, но довольно ограниченного человека. Выходит по собственной воле, с готовностью приняв его предложение. Однако очень скоро разочаровывается в муже. Читая романы, Эмма мечтает о страстной любви, высшем свете, балах, театрах, разговорах о музыке и поэзии. Шарль же много времени проводит на работе, не умеет изысканно одеваться, не понимает ни музыки, ни поэзии, не говорит красивых слов о любви, как герои романов. Он любит свою жену, радуется, если удается купить что-то, чего хочется Эмме, стремиться поскорее вернуться домой после работы, но Эмме надоедает однообразие жизни в маленьком городке, ей скучно, и она чувствует себя обманутой, что вышла замуж за такого неинтересного мужчину. Раздражается, считает, что во всем виноват Шарль. При этом не показывает ему своего недовольства, и Шарль живёт в полной уверенности, что жена его обожает и счастлива.

Вот здесь, мне кажется, и кроется подсказка, что для счастливой семейной жизни нужно говорить друг с другом, прислушиваться к потребностям друг друга. Шарль ведь не телепат, ну не мог он догадаться о мечтах Эммы о красивых словах и жестах. Почему-то я думаю, он на многое был готов ради своей жены, объясни она ему, чего ей не хватает. А вот Эмме не хватало благодарности. Почему-то она решила сравнивать мужа с вымышленными героями романов и выискивать в нём недостатки, вместо того, чтобы поразмышлять над его достоинствами. Как говорится "у успешного мужчины всегда за плечами стоит умная женщина". Пусть Шарль не превратился бы в "сказочного принца", но мог бы многому научиться в плане светскости и этикета с помощью Эммы. Когда чета Бовари приехали на бал, Шарль готов был танцевать, но Эмма тут же запретила ему это. А восхищалась неким виконтом, у которого не знала даже имени.

Эмме повезло, в отличие от Жанны, героини романа "Жизнь" Ги де Мопассана. Жюльен, в отличие от Шарля, был отвратительным человеком. А вот Жанна, в отличие от Эммы, не стала искать "любви как в романе" на стороне, сосредоточилась на сыне. И вот парадокс, к Эмме у меня, тем не менее, отношение лучше. Пока не могу понять почему. То ли Жанна мне кажется слишком глупой по сравнению с Эммой. То ли потому что госпожа Бовари на протяжении долгого времени не выходила за рамки дозволенного. Да, предавалась глупым фантазиям, холодно относилась к ребёнку, накручивала себя до нервного истощения, но о потребностях семьи заботилась, внешне была любезной, и у окружающих создавалось впечатление, что всё хорошо. Муж переживал за жену, когда она болела, но не понимал причины её состояния.

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

Как написал сам Флобер, Эмма не была изначально порочной. Влюбилась в Леона, но юноша считал Эмму верной женой и не посмел ей признаться в своих чувствах, а она тоже молчала. Зато пожив в Париже, воспользовался встречей с Эммой в свою пользу. Родольф, опытный ловелас, соблазнил бы и более опытную женщину, чем Эмма.

Неприятной Эмма стала, когда стала ненасытной в своих желаниях: материальных, плотских. Но нельзя забывать и о подлости тех, кто её так старательно к этому подталкивал: и тот же Родольф, и Лере. А если ещё добавить к этому неумение разбираться в людях, вернее слепую доверчивость, Шарля, который мог легко оставить Эмму наедине с другим мужчиной, то скатываться вниз Эмме было всё легче и легче. Она страдала и пыталась поделиться своими переживаниями с любовником, но ему-то её страдания были неинтересны, мужу она ничего не объясняла. Пошла поговорить с аббатом Бурнизьеном, но он в этот момент был занят с мальчиками и слушал Эмму невнимательно. Аббату даже в голову не могло прийти, что у Эммы могут быть какие-то переживания: он знал о трудностях бедняков, но у Эммы в семье хороший достаток.

При всех хороших качествах Шарля, он не интересовался финансовыми делами, легко передал всё хозяйство в руки Эммы. Она потеряв голову от своих желаний, наделала долгов. Да и хитрый, даже подлый, Лере сыграл немалую роль. Вот ещё один жизненный урок: "бесплатный сыр бывает только в мышеловке". Когда пришёл час расплаты, бросилась Эмма не к мужу, которого презирала, а к любовникам. А те лишь продемонстрировали своё истинное к ней отношение. То, что Эмма испытала страх и не призналась Шарлю, хотя допускала, что он её наверняка простит, говорит о том, что она не законченная "злодейка", а сильно запутавшаяся и отчаявшаяся женщина. Она себе сама приготовила страшное наказание, поэтому наверное, её жалко.

Ещё подумала вот о чём. Шарль узнал об изменах жены и страдал от этого. Случайно встретившись с Родольфом и сказав, что он его прощает, он тем самым простил и Эмму. Родольф "подумал, что нельзя быть таким благодушным в его положении, что он смешон и даже отчасти гадок". Но дело в том, что Родольф сам гадок, поэтому не способен на такое великодушие. А позиция Шарля, это, на мой взгляд, позиция самого Флобера. Тем самым автор побуждает и читателя пожалеть Эмму.

Как всегда приглашаю, поделиться вашими впечатлениями от романа в комментариях.