Найти в Дзене
Живопись

Художник Томас Кинкейд: чистый свет

Итак, большинство проголосовавших читателей канала «Живопись» выбрали рассказ о творчестве художника Томаса Кинкейда. Признаться честно, мы удивлены. И обрадованы. Ибо не так уж часто в поле Ваших симпатий и наших интересов попадают мастера-люминисты.
Томас Кинкейд, «За спокойными водами»
Томас Кинкейд, «За спокойными водами»
Томас Кинкейд, «Сад обещаний»
Томас Кинкейд, «Сад обещаний»

Для начала давайте разберёмся, кто же это вообще такой: живописец- люминист? И как отличить его работы от полотен тех же «романтиков»? Ведь по большому счёту благородным делом «дистилляции» чистого света занимались многие художники, представлявшие самые разные течения и школы. Более того: если «копнуть» поглубже, то становится очевидно, что граница между рассматриваемой техникой и набором приёмов старых- добрых адептов романтического течения живописи — исчезающе тонка. К примеру, Куинджи и Крыжицкий -— чистой воды русские люминисты. Но что о них обычно рассказывают в музеях и на лекциях? Правильно: обоих числят мастерами пейзажа, которые любили усиливать настроение и символизм композиций при помощи эффектов освещения. Чувствуете, дорогой читатель, как тема чистого света уходит на второй план?..

Томас Кинкейд, «Приход нового дня с рассветом»
Томас Кинкейд, «Приход нового дня с рассветом»
Томас Кинкейд, «Горная часовня»
Томас Кинкейд, «Горная часовня»
Томас Кинкейд, «Поселок при электрическом свете»
Томас Кинкейд, «Поселок при электрическом свете»

Или вот ещё один пример. Перебравшись через Атлантику, синтез прорывных идей Клода Моне и проверенных приёмов лирического пейзажа воплотился в картинах Чёрча, Коула и Бирштадта. Тех самых живописцев, которые в итоге стали отцами-основателями Гудзонской школы пейзажа. Где во главе угла стояла работа со светом. Но разве кто- то (кроме узких специалистов) зовёт их «люминистами»? Не-а! Почти исключительно — неоромантиками. О магии солнечных лучей, что золотят вершины Белых гор, вспоминают во вторую и последующие очереди...

Томас Кинкейд, «Час молитвы»
Томас Кинкейд, «Час молитвы»
Томас Кинкейд, «Тихоокеанский ноктюрн»
Томас Кинкейд, «Тихоокеанский ноктюрн»
Томас Кинкейд, «Мост через широкий водоем»
Томас Кинкейд, «Мост через широкий водоем»

Так что же такого невероятного нужно совершить, чтобы дяденька- профессор, тётенька-экскурсовод или та демоническая личность, что оглашает лоты торгового дома Сотбис, назвали автора репрезентуемой картины именно «люминистом»?

Томас Кинкейд, «Дом на Изумрудном острове»
Томас Кинкейд, «Дом на Изумрудном острове»

Творческий путь Томаса Кинкейда — идеальный ответ и даже комментарий на сей счёт. Вот только воспользоваться его «рецептом» вряд ли выйдет. Ибо для начала нужно будет максимально далеко отойти от взглядов и наставлений Ваших педагогов. Чтобы Вас невзлюбили не только они, но ещё и профессиональная критика, вынудив подписывать картины псевдонимом и скрывать своё авторство, чтобы хоть как-то «выставляться» на публике. Нужно впасть в юношеский максимализм отрицания даже тех идей, которые в свою очередь отрицают современные тенденции изобразительного искусства. И пойти ещё дальше. В случае Кинкейда имел место протест против постимпрессионизма и (цитата) «поиск не формы, но характера явлений и вещей, которые не бывают похожи сами на себя в разные моменты времени».

Томас Кинкейд, «Осенний снег»
Томас Кинкейд, «Осенний снег»
Томас Кинкейд, «Йосемитская долина»
Томас Кинкейд, «Йосемитская долина»
Томас Кинкейд, «Дом у Сосновой бухты»
Томас Кинкейд, «Дом у Сосновой бухты»

Переименовавшись в Ро́берта Джирра́рда, юный Кинкейд пустился в эксперименты с постимпрессионистскими сюжетами и мазком. Этого хватило, чтобы выделиться из массы консервативных живописцев Восточного побережья, но не хватало для удовлетворения собственной потребности в деле достижения максимальной выразительности портретов и пейзажей. И тогда наш герой решил, что проблема — в нём самом. Что его субъективный взгляд (из одной точки, под одним углом, на единый набор цветовых и геометрических доминант) — главная помеха полноте раскрытия эстетики момента. «Но как отказаться от единоличной власти над композицией?», — подумал наш герой. И в итоге пришёл к мысли о необходимости привнесения на свои полотна сразу нескольких источников освещения, сюжетно «замаскированных» под единый, большой и мощный.

Томас Кинкейд, «Сады за воротами осени»
Томас Кинкейд, «Сады за воротами осени»
Томас Кинкейд, «Дорога, вымощенная булыжником»
Томас Кинкейд, «Дорога, вымощенная булыжником»

И всё случилось! Годы пленэрных экспериментов, годы освоения акварели и шелкографии, периоды неудач и рефлексии оказались необычайно извилистой дорогой к блестящему успеху. Человеческие фигуры, черты лиц, очертания предметов и границы явлений кисти Кинкейда потеряли былую чёткость. Зато воображение зрителя получило официальное приглашение стать соавтором этих работ. Самостоятельно «дорисовывать» движение и мерцание, переходы форм и тонов. Задавая общее возвышенное и оптимистическое настроение своим многоцветным и ярким полотнам, художник предоставляет зрителю самостоятельно выбирать «маршрут» путешествия взгляда. От переднего плана к дальнему?— пожалуйста! От светлого к более тёмному и обратно? — нет проблем! На картинах Кинкейда все явления, объекты и субъекты равнозначны, играют в едином оркестре слитного «звучания» темпа, ритма и тембра мизансцен. Умеют поддерживать и дополнять друг-дружку. Способны подать сугубую реальность этакой идеалистической утопией, при этом сохраняя достоверность ландшафта. Совместить пастельные тона и буйное разноцветие, «сшивая» пейзаж невесомыми, но неразрывными нитями вездесущего солнечного света...

Томас Кинкейд, «Потоки живой воды»
Томас Кинкейд, «Потоки живой воды»
Томас Кинкейд, «Утренний туман»
Томас Кинкейд, «Утренний туман»

Для разрушения кинкейдовской магии всеобщего умиротворения хватило бы одного-единого, «выпадающего» из общего замысла, элемента полотна. Даже самого малого. Но талант и профессионализм героя нашей статьи с некоторых пор не допускали и малейших эмоциональных «помарок». Его светлые идиллии, его «постоянную переменчивость» (парадокс, не так ли?) тонкого люминизма поняли, приняли и полюбили по обе стороны океана. Его живопись, граничащую с сериографией, признали эталоном. И мы благодарны Вам, дорогой читатель, что сегодня Вы дали нам повод ещё раз полюбоваться его великолепными работами при подготовке данной статьи. Желаем Вам приятного просмотра!

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культурология #культура #изобразительное искусство #живопись #музеи