[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
Сегодня исполняется 60 лет с начала Карибского кризиса, одного из самых опасных эпизодов в противостоянии СССР и США. В середине октября 1962 года угроза прямых боестолкновений и ядерной войны была велика как никогда в истории. Две сверхдержавы привели ракеты с оружием массового поражения в состояние полной боевой готовности. Об этих событиях сейчас все чаще вспоминают на Западе, особенно в США. Недавно Джо Байден заявил, что мир впервые после Карибского кризиса подошел так близко к ядерному Армагеддону.
Это были 13 дней, которые едва не потрясли мир. 16 октября 1962 года, ровно 60 лет, назад американский самолет-разведчик У-2 обнаружил на Кубе советские ракеты среднего радиуса действия. Посла Зорина попросили признать, что СССР разместил и размещает на Кубе ракеты средней дальности. Дипломат ответил: я не нахожусь в американском суде и поэтому не хочу отвечать на вопрос, который задается в прокурорском плане.
СССР установил боеголовки на Кубе в ответ на растущую американскую угрозу. Ракетные установки США появились в Италии и Турции, но главное, что Америка готовилась к вооруженному вторжению на Остров свободы. СССР этого не мог допустить. Так планета оказалась на грани ядерной войны.
Джон Кеннеди: «Все возможные силы должны быть готовы к вторжению насколько возможно быстро. Война может начаться в ближайшие 24 часа».
Судя по рассекреченным документам, в Белом доме уже даже была готова речь президента США об объявлении войны. Вот ее первая строчка: «Этим утром я приказал армии атаковать и уничтожить ядерные установки на Кубе».
Кеннеди тогда многие в Вашингтоне подталкивали к войне. Царили настроения разобраться с Советским Союзом раз и навсегда. Призывы к переговорам с Москвой воспринимались как признак слабости. Но Кеннеди не уступил, прекрасно понимая, чем может закончиться ядерный конфликт двух крупнейших держав.
Владимир Давыдов, научный руководитель Института Латинской Америки РАН: «В Соединенных Штатах все-таки было достаточно мудрое руководство по тем временам. Джон Кеннеди и его команда — это люди, которые прониклись, скажем так, нуждами не столько своей страны, сколько общечеловеческими нуждами и общечеловеческими рисками и были способны развернуть вот этот корабль, который шел курсом прямо на военную катастрофу».
СССР вывел ракеты с Кубы, США отказались от вторжения и убрали свои боеголовки из Турции. Но как стало известно за минувшие десятилетия, катастрофы тогда удалось избежать не только благодаря компромиссу в верхах. Два офицера, советский и американский, в октябре 1962 года едва не нажали красные кнопки. Начальник штаба бригады подводных лодок Василий Архипов отказался отвечать ядерным ударом на провокацию со стороны американцев. А капитан ВВС США Уильям Бассет на базе в Окинаве не стал выполнять приказ о ракетной атаке СССР.
После Карибского, или Кубинского кризиса, как его называют в Соединенных Штатах, по всей стране стали строить ядерные убежища. В Нью-Йорке их тогда построили больше 100 тысяч. Большинство уже, конечно, давно используется не по назначению, в одном из них разместилась парковка.
Спустя 60 лет в Америке вновь поговаривают о необходимости восстановить хотя бы часть бункеров. Здесь опасаются, что конфликт на Украине грозит перерасти в ядерный. Недаром президент Байден заявил, что впервые после Карибского кризиса мир настолько близко подошел к ядерному Армагеддону.
Ноам Хомски, философ, политический публицист (США): «Сейчас пока это все-таки не очень близко к Кубинскому кризису, но ситуация очень быстро может перейти в другой разряд. Десятки маленьких шагов могут привести к эскалации».
Шесть десятилетий назад СССР и США нашли в себе силы отойти от опасной черты, начали диалог, который в итоге привел к договоренностям по сокращению ядерных боеголовок и наступательных вооружений. Сейчас, как считают эксперты, договориться странам будет гораздо сложнее.
Дмитрий Суслов, заместитель директора и научный сотрудник Научно-образовательного центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ: «В 1962 году Хрущёв и Кеннеди предотвратили глобальную ядерную войну, не понизившись в статусе. Ни одна, ни другая сторона не понизили свой статус, обе остались ядерными сверхдержавами, лидерами биполярного мира, как это было и до Карибского кризиса. Сегодня США исходят из того, что если они достигнут компромисса с Россией, то они окончательно распишутся в крахе своей глобальной гегемонии. Они признают реальность многополярного мира и Россию в качестве реального контрагента».
Наверное, главный урок Карибского кризиса — это то, что, даже находясь на грани большой войны, страны могут найти возможность для деэскалации, компромисса, переговоров. Учитывая, что сейчас в Соединенных Штатах выигрывает курс на жесткое противостояние с Россией, можно сказать, что урок 60-летней давности в Вашингтоне не выучили.