Найти в Дзене
druzhinin audio

40 лет компакт-диску. Ностальгический обзор

Оглавление

Выпуск №24. Десять CD из моей коллекции, выпущенные в первое десятилетие своего существования. Результаты прослушивания компакт-диска «с матом».

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал — в Дзене или Telegram!

40 лет назад, 1 октября 1982 года, на прилавках музыкальных магазинов появился первый в мире компакт-диск. Правда, сначала на прилавках японских магазинов :) Вопреки распространенному мнению, это было переиздание альбома Billy Joel «52nd Street» (1978 г.).

Если вы считали, что первым вышел диск ABBA «The Visitors», то в целом не сильно ошиблись. Тираж ABBA напечатали в августе 1982-го (и это, действительно, был первый коммерческий тираж CD), но в продажу он поступил уже после Billy Joel. Впрочем, опытные образцы компакт-дисков выпускались еще раньше, с 1979 года. Поэтому, чтобы не запутаться в датах, решили день рождения отмечать 1 октября. Ну, а спасибо за CD нужно сказать компаниям Sony и Phillips.

Об истории компакт-диска можно долго рассказывать. Например, что CD мог быть не 16-битным, а 14-битным. Даже называться он мог не CD, а DAD — Digital Audio Disc (кстати, на моем усилителе Victor A-X1000 вход для проигрывателя компакт-дисков обозначен именно так, поскольку на момент его выпуска единое маркетинговое обозначение еще не приняли).

Но вряд ли мне удастся вас удивить чем-то таким, что за 40 лет еще не было опубликовано. Поэтому для ностальгического обзора я не придумал ничего лучше, чем достать с полок несколько дисков, изданных в первое десятилетие существования формата, то есть до 1992 г. включительно. О них и пойдет речь.

-2

При описании я буду оперировать несколькими датами. Во-первых, год первой публикации фонограммы. Во-вторых, год выхода компакт-диска. И в некоторых случаях будет указана еще одна дата — год допечатки тиража. В отличие от переизданий, при допечатке тиража содержание и мастеринг остаются неизменными. Разница, как правило, только в номерах матриц и иногда в оформлении.

Если указаны только две даты, значит — представленный диск является CD-первопрессом (в стране, на территории которой он выпущен или для распространения в которой он предназначен).

А в конце материала подведем итоги прослушивания «с матом и без мата» из предыдущего выпуска.

Eurythmics Sweet Dreams (Are Made Of This)

Год первой публикации: 1983. Год выхода компакт-диска: 1983. Год допечатки тиража: 1987*. Страна: Germany

* изображение «Special Price» — это только флаер, под которым «спрятана» оригинальная обложка. И обложка, и весь буклет здесь точно такие же, как и на первом тираже. Даже матрицы дисков имеют «родственные» номера: RCD 25447 2893 187 01 на прессе 1983-го года и RCD 25447 2893 187 03 — на 1987-м

Карточка в базе Discogs

Экземпляр Still Sealed, то есть всё еще запечатан в заводскую упаковку.
Экземпляр Still Sealed, то есть всё еще запечатан в заводскую упаковку.

The Alan Parsons Project I Robot

Год первой публикации: 1977. Год выхода компакт-диска: 1984. Год допечатки тиража: 1989. Страна: Germany*

* согласно Credits, диск предназначался для продажи в Европе, включая Великобританию

Карточка в базе Discogs

-4
-5

Glenn Miller — The Story Of A Man And His Music

Год первой публикации: 1985. Год выхода компакт-диска: 1985. Страна: Germany*

* сам диск произведен на заводе в Швейцарии

Карточка в базе Discogs

-6
-7

The Beatles — Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (1967)

Год первой публикации: 1967. Год выхода компакт-диска: 1987. Год допечатки тиража: 1991. Страна: USA.

Карточка в базе Discogs

-8
-9

Любопытно, что на «корешке» указано только название альбома:

-10

«Sub Pop 200», various artists

Сборник с участием таких групп, как Nirvana, Mudhoney, Soundgarden, Tad и др.

Год первой публикации: 1988. Год выхода компакт-диска: 1989. Страна: UK*

* сам диск произведен на заводе во Франции

Карточка в базе Discogs

-11
-12

Geordie Don't Be Fooled By The Name

Год первой публикации: 1974. Год выхода компакт-диска: 1990. Страна: Germany

Карточка в базе Discogs

-13
-14

Pet Shop Boys Behaviour

Год первой публикации: 1990. Год выхода компакт-диска: 1990. Страна: UK*

* релиз предназначался для продажи в Европе, сам диск произведен на заводе в Австрии

Карточка в базе Discogs

-15
-16

Angelo Badalamenti Music From «Twin Peaks»

Год первой публикации: 1990. Год выхода компакт-диска: 1990. Страна: Germany*

* релиз предназначался для продажи в Европе

Карточка в базе Discogs

-17
-18

Enigma MCMXC a.D.

Год первой публикации: 1990. Год выхода компакт-диска: 1991*. Страна: Japan

* в Европе альбом был издан на CD в 1990 году, однако в Японии первый релиз состоялся только в 1991-м

Карточка в базе Discogs

-19
-20

Manic Street Preachers Generation Terrorists

Год первой публикации: 1992. Год выхода компакт-диска: 1992. Страна: USA

Карточка в базе Discogs

-21
-22

Аудио-дичь. Мат для компакт-дисков (продолжение)

В прошлом выпуске я рассказывал об одном из улучшайзеров для воспроизведения компакт-дисков — карбоновом мате. Я также записал два тестовых трека с одного и того же диска — с матом и без него. А своими впечатлениями от сравнения пообещал поделиться позже.

-23

Несколько человек, которые ознакомились с тестовыми композициями, написали в форуме или отправили в личку свои отзывы. Читательский фаворит — вариант «с матом». Я тоже изначально ставил на него.

Для сравнения я использовал нарезку хуков: два фрагмента трека последовательно представлены в двух вариантах — сначала «без мата», затем «с матом».

Sample

-24
-25

Система для прослушивания описана в этом выпуске, к настоящему времени конфигурация не изменилась.

Итак, первое впечатление — wow! Однако, когда спустя несколько дней я провел повторное сравнение, решил повременить с однозначными оценками.

Еще попросил своего друга Илью В. дать развернутый отзыв. Вот, что он написал:

«С матом» атака бочки более слитная. Дерево палки более просушенное. Прикосновение медиатора к струне более читаемое. В целом информативность выше, но при этом не могу сказать, что с музыкальной точки зрения выбрал бы этот вариант. Несмотря на точность, звук более пластмассовый. «Без мата» больше фокус на мелодической составляющей, чем на перкуссионной. Возможно бОльшая информативность вскрывает какое-то другое узкое место в системе <…> — и зашумление в варианте «без мата» немного сглаживает эффект.

Я добавил бы к этому, что таким узким местом может быть сама фонограмма и/или мастеринг используемого диска. Всё это требует дополнительной проверки. Напишите в комментариях, будет ли вам интересно продолжение этой темы?

Читайте также: Межблочные кабели RCA — RCA. Есть ли разница? ||| USB-изоляторы для аудио: нужны ли они? Слушаем и смотрим графики ||| Аудио-система начального уровня за 54 тыс. руб. Возможно ли?

Всем хорошего звука! До новых встреч.

Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru

Если вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь на канал — в Дзене или Telegram.